Ирина Языкова. "Се творю все новое". Икона в ХХ веке. - М.: Фонд Христианская Россия, 2003, 224 с.
Проблема иконопочитания - одна из самых трагичных для христианского мира. В Византии IX века оно вызвало иконоборческие гонения и созыв VII Вселенского Собора, посвященного этому вопросу. В XVII веке в России лидер старообрядцев протопоп Аввакум проклинал "никонианские" образы, считая их слишком телесными. Икона никого не оставляла равнодушной: ее или любили до самозабвения, подменяя веру в Живого Бога магическим почитанием самих образов, или столь же люто ненавидели: сперва "злодеи" из "Житий", а потом и большевики, которые варварски уничтожали целые монастыри.
В Средние века иконы и храмовые росписи считали "Библией для неграмотных", а в XX веке им начали посвящать целые богословские труды. При этом всегда ощущался острый недостаток в качественных работах об иконах, где символические толкования сюжета и рассказы о чудесах не заслоняли бы реальные факты.
Ирине Языковой удалось проскользнуть между Сциллой восторженного символизма и Харибдой холодного рационализма. В отличие от многих текстов, где часто содержатся мифы, подобные тем, что первая икона была написана евангелистом Лукой, данную книгу отличает взвешенный научный подход. Автор доходчиво и увлекательно объясняет роль канона в церковном искусстве, а также рассказывает о судьбах отдельных иконописцев, о традициях разных художественных школ в России, Европе и Америке. Сочетание доступности изложения с прекрасными цветными иллюстрациями выгодно отличает это издание от книг с некачественными изображениями.
Ирина Языкова стремится дать объективную картину современного иконописного творчества. С одной стороны, русская иконопись ХХ века постепенно возвращается к истокам: если в начале века многие храмы расписывали светские художники, то позже предпочтение отдавалось византийским и домонгольским образцам. Именно это привело к появлению подлинных шедевров, в которых верность церковной традиции сочеталась с высокой художественностью. С другой стороны, наряду с мастерами (архимандрит Зинон, ученики монахини Иулиании) в современной России работают много ремесленников, слепо копирующих весьма сомнительные сюжеты при почти полном неумении рисовать.
По мнению Ирины Языковой, беда многих сегодняшних иконописцев состоит в рабском следовании канонам, не имеющим ничего общего с подлинным творчеством: "Не секрет, что многие нынешнее иконописцы воспринимают канон как нечто вроде шаблона, которым пользуются подобно набору штампов, из которых, как в игре в пазлы, складывается композиция иконы. Настоящий же иконописец видит в каноне тот канал, который связывает его с традицией и в то же время открывает возможности для создания нового образа".
Автор считает еще одной проблемой массовое распространение икон, вызывающих большие сомнения с точки зрения сюжета. Так, например, до сих пор в храмах можно встретить изображение "новозаветной Троицы", которое американский богослов протоиерей Фома Хопко называл "старичок, юноша и птичка". Оно было запрещено еще Стоглавым Собором, но продолжает "радовать глаз". Среди верующих распространяются и еще более причудливые "картинки": например, Григорий Распутин с царевичем Алексеем на руках.
Издание рассказывает не только о проблемах. Автору удалось передать свое впечатление от лучших образцов современной иконописи, их свободы и жизненности. Об этом, кстати, свидетельствует усиливающееся внимание, с которым западные христиане относятся к русским и византийским иконам. В результате икона преодолевает конфессиональные перегородки и превращается в символ объединения христиан.
В свою очередь, православные иконописцы расписывают западные храмы и монастыри, изображая не только святых неразделенной Церкви, но и прославленных подвижников Запада.