0
1237
Газета Печатное дело Интернет-версия

16.10.2002 00:00:00

Начиная с диакона Петра Артемьева

Тэги: католики, энциклопедия, православные


Католическая энциклопедия. Том I. А-З. Издательство Францисканцев. - Москва, 2002, 1906 с.

Дали по случаю полистать первый том католической энциклопедии. Любопытно. Первое справочное издание на русском языке, освещающее историческое развитие и современную жизнь Католической Церкви. Православные читатели имеют возможность получить информацию о конкурирующей конфессии из первых рук; о российских католиках и говорить не приходится, ведь помимо прочего здесь впервые сделана попытка дать более или менее систематическое представление о российском католицизме (или русском католичестве?). По формату, толщине и увесистости - как наш "Большой энциклопедический словарь", но содержание, как вы понимаете, значительно другое: Папы, католические святые, Ватиканские Соборы и проч. Характер издания - открытый. То есть много статей не собственно католической тематики, а общехристианских, общекультурных, в том числе про византийский обряд, про греческих отцов Церкви, про наших патриархов, про Михаила Сергеевича Горбачева и Бориса Николаевича Ельцина как радетелях свободы совести или, скажем, про протестантских богословов, радеющих в том же направлении, и проч.

Среди этого прочего заметное место отведено нашим соотечественникам - русским людям, принявшим католическое вероисповедание и потрудившимся на ниве католической проповеди. Прежде всего это православные священнослужители (в энциклопедии их называют священниками византийского обряда), перешедшие под крыло Папы и Ватикана. Таких было немало начиная, пожалуй, с диакона Петра Артемьева, объявившего себя католиком в конце ХVII века и пострадавшего за свою приверженность к Риму. В православии перебежчиков не любят, а римо-католики, напротив, чтут память своих адептов из православных рядов, в особенности благоговейно тех, кто перетерпел гонения и смерть от безбожной большевистской власти в 20-30-е годы. У российской католической общины есть местночтимые подвижники и мученики, сведения о которых аккуратно внесены в новое справочное издание.

Мы встретим в энциклопедии не только лиц духовного звания, но и прокатолически настроенных деятелей русской светской культуры, пытавшихся способствовать сближению западной и восточной Церквей, оставивших соответствующие богословские сочинения. В России было несколько семейных католических гнезд, прежде всего в двух знаменитых княжеских фамилиях Волконских и Голицыных. Просвещенные представители двух знатных родов, такие, как Зинаида и Елизавета Волконские или Николай Голицын, равно принадлежат как русской культурной, так и католической традициям. Сюда же относится и небезызвестный князь Иван Гагарин, ставший священником-иезуитом и оказавший русской литературе немалые услуги в деле публикации стихотворений Федора Ивановича Тютчева.

Надо полагать, в последующих томах католической энциклопедии найдут место статьи о декабристе Михаиле Лунине, который был ревностным католиком, о Владимире Печерине, Петре Чаадаеве, Владимире Соловьеве, Вячеславе Иванове. Пока же перед нами только первый том, и появление на его страницах имен Николая Бердяева, протоиерея Сергия Булгакова, Федора Достоевского свидетельствует о вполне благородных намерениях составителей представить читателям не только католических авторов, но и выдающихся русских религиозных философов и писателей, чьи сочинения трудно подвести под заявленную конфессиональную планку.

Из деятелей культуры недавнего советского периода я заметил в энциклопедии кинорежиссера Тенгиза Абуладзе и писателя Венедикта Ерофеева. Немного, но, может быть, кого-то и пропустил. Вслед за автором соответствующей энциклопедической статьи Владимиром Муравьевым готов усмотреть в сочинениях покойного писателя религиозный пласт, хотя Ерофеев вряд ли может быть причислен к христианским моралистам, и я бы затруднился отнести его к числу авторов, разрабатывающих экзистенциально-религиозную проблематику с упорством и последовательностью, например, уже упомянутого Федора Достоевского. Ну внесли так внесли, в конце концов это дело составителей, тем более что Ерофеев иногда склонен был высказываться не в пользу православия и, как сообщается в статье, принял крещение в Католической Церкви в 1985 году. Однако некоторый элемент спекуляции на всенародной любви к "седеющему шатену", как говорил о себе сам "Веничка", во всем этом все-таки прослеживается. У читателей энциклопедии может сложиться впечатление, что автор поэмы "Москва-Петушки" жил и умер убежденным католиком. Справедливость же требует сказать, что Ерофеев, будучи смертельно болен, но, находясь в ясном сознании, принял причастие из рук православного священника и был отпет в московской церкви Ризоположения, что на Донской улице, по православному чину.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
648
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
644
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
525
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
359

Другие новости