Католическая энциклопедия. Том I. А-З. Издательство Францисканцев. - Москва, 2002, 1906 с.
Дали по случаю полистать первый том католической энциклопедии. Любопытно. Первое справочное издание на русском языке, освещающее историческое развитие и современную жизнь Католической Церкви. Православные читатели имеют возможность получить информацию о конкурирующей конфессии из первых рук; о российских католиках и говорить не приходится, ведь помимо прочего здесь впервые сделана попытка дать более или менее систематическое представление о российском католицизме (или русском католичестве?). По формату, толщине и увесистости - как наш "Большой энциклопедический словарь", но содержание, как вы понимаете, значительно другое: Папы, католические святые, Ватиканские Соборы и проч. Характер издания - открытый. То есть много статей не собственно католической тематики, а общехристианских, общекультурных, в том числе про византийский обряд, про греческих отцов Церкви, про наших патриархов, про Михаила Сергеевича Горбачева и Бориса Николаевича Ельцина как радетелях свободы совести или, скажем, про протестантских богословов, радеющих в том же направлении, и проч.
Среди этого прочего заметное место отведено нашим соотечественникам - русским людям, принявшим католическое вероисповедание и потрудившимся на ниве католической проповеди. Прежде всего это православные священнослужители (в энциклопедии их называют священниками византийского обряда), перешедшие под крыло Папы и Ватикана. Таких было немало начиная, пожалуй, с диакона Петра Артемьева, объявившего себя католиком в конце ХVII века и пострадавшего за свою приверженность к Риму. В православии перебежчиков не любят, а римо-католики, напротив, чтут память своих адептов из православных рядов, в особенности благоговейно тех, кто перетерпел гонения и смерть от безбожной большевистской власти в 20-30-е годы. У российской католической общины есть местночтимые подвижники и мученики, сведения о которых аккуратно внесены в новое справочное издание.
Мы встретим в энциклопедии не только лиц духовного звания, но и прокатолически настроенных деятелей русской светской культуры, пытавшихся способствовать сближению западной и восточной Церквей, оставивших соответствующие богословские сочинения. В России было несколько семейных католических гнезд, прежде всего в двух знаменитых княжеских фамилиях Волконских и Голицыных. Просвещенные представители двух знатных родов, такие, как Зинаида и Елизавета Волконские или Николай Голицын, равно принадлежат как русской культурной, так и католической традициям. Сюда же относится и небезызвестный князь Иван Гагарин, ставший священником-иезуитом и оказавший русской литературе немалые услуги в деле публикации стихотворений Федора Ивановича Тютчева.
Надо полагать, в последующих томах католической энциклопедии найдут место статьи о декабристе Михаиле Лунине, который был ревностным католиком, о Владимире Печерине, Петре Чаадаеве, Владимире Соловьеве, Вячеславе Иванове. Пока же перед нами только первый том, и появление на его страницах имен Николая Бердяева, протоиерея Сергия Булгакова, Федора Достоевского свидетельствует о вполне благородных намерениях составителей представить читателям не только католических авторов, но и выдающихся русских религиозных философов и писателей, чьи сочинения трудно подвести под заявленную конфессиональную планку.
Из деятелей культуры недавнего советского периода я заметил в энциклопедии кинорежиссера Тенгиза Абуладзе и писателя Венедикта Ерофеева. Немного, но, может быть, кого-то и пропустил. Вслед за автором соответствующей энциклопедической статьи Владимиром Муравьевым готов усмотреть в сочинениях покойного писателя религиозный пласт, хотя Ерофеев вряд ли может быть причислен к христианским моралистам, и я бы затруднился отнести его к числу авторов, разрабатывающих экзистенциально-религиозную проблематику с упорством и последовательностью, например, уже упомянутого Федора Достоевского. Ну внесли так внесли, в конце концов это дело составителей, тем более что Ерофеев иногда склонен был высказываться не в пользу православия и, как сообщается в статье, принял крещение в Католической Церкви в 1985 году. Однако некоторый элемент спекуляции на всенародной любви к "седеющему шатену", как говорил о себе сам "Веничка", во всем этом все-таки прослеживается. У читателей энциклопедии может сложиться впечатление, что автор поэмы "Москва-Петушки" жил и умер убежденным католиком. Справедливость же требует сказать, что Ерофеев, будучи смертельно болен, но, находясь в ясном сознании, принял причастие из рук православного священника и был отпет в московской церкви Ризоположения, что на Донской улице, по православному чину.