Н.Селезнев. Христология Ассирийской Церкви Востока. Анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. - М.: Euroasiatica, 2002, 198 с.
В ту эпоху, когда византийский христианский Восток и латинский христианский Запад пребывали в состоянии совершенного отчуждения, в столице последнего - Вечном граде - произошло событие, свидетельствовавшее о существовании еще одного типа христианского сознания, неизвестного ни восточным, ни западным "ромеям". В 1288 году перед собранием кардиналов предстал облеченный полномочиями влиятельного монгольского хана Аргуна викарий патриарха Церкви Востока, имеющего свой престол в необозримых далях Восточного Туркестана. К моменту своего прибытия в Рим этот посол, назвавший себя Раббаном Бар Савмой, уже посетил императора Андроника II, побывал в Неаполе и имел планы нанести визиты еще нескольким соверенам тогдашней Европы. "Мар Фома, Мар Аддай и Мар Марий проповедовали в нашей стране, - сказал он изумленным прелатам, - и многие наши отцы шли в земли монголов, тюрок и китайцев и проповедовали там. Теперь многие монголы - христиане". Так Церковь Востока, со времени своего рождения пребывавшая за пределами греко-романской экумены и постепенно совершенно выпавшая из поля зрения Церкви империи, снова напомнила о себе. Ее исповедание, однако, на протяжении многих веков так и оставалось загадкой. Империям свойственно обвинять "внешних" в "ереси", не избежала подобного отношения и Церковь Востока, которая, будучи отторгнутой христианским Западом, обратила свои взоры на нехристианский Восток. Плодом обширной миссионерской деятельности и стала раскинутость этой Церкви от западных границ Персии до японских берегов и от Сибири до южного побережья Индии.
Книга, посвященная вероисповеданию Церкви Востока, - это приглашение к знакомству с древнейшей традицией христианской мысли, представленной такими именами, как первый сирийский церковный писатель Афраат, всемирно известный своими аскетическими трудами, но мало известный как богослов Ефрем Сирин; Баввай, осуществивший богословский синтез, сопоставимый по значимости со сводом Иоанна Дамаскина; митрополит Нисивина Мар Авдишо, написавший по просьбе того же католикоса, который отправил Раббан Савму "в земли ромеев", замечательный катехизис "Об истинности христианства". Параллельно с анализом восточно-сирийских памятников богословского наследия Церкви Востока автор также знакомит читателя со сводом "восточных документов" - свидетельствами ее миссии. Обзор вероучительного содержания китайских текстов дополнен центральным фрагментом уйгурского памятника "О поклонении волхвов".
Восточно-сирийские церковные писатели гораздо больше поэты, нежели философы. Парадоксальность и образность их мышления, вдохновленного реалистичностью Священного Писания, в значительной мере обесцвечивались при переводе на греческий богословский язык, что впоследствии послужило поводом для возникновения мифа о "рационализме" Антиохийской школы. Живой язык гимнотворцев Церкви Востока, отразившийся в ее богослужебных текстах, демонстрирует неуклюжесть многих ставших привычными абстрактных определений, относящихся к стилю богословской мысли этой Церкви.
В российских исследованиях восточно-сирийской традиции данная книга не имеет предшественников, что, несомненно, делает ее ценным приобретением для тех, в чьи интересы входит изучение истории христианского Востока (о жизни московской общины Ассирийской Церкви Востока см. статью "Древний народ прижился в Москве" в "НГР" # 4 от 19 июня 2002 г.).