Православная Москва в начале ХХ века. Сборник документов и материалов. М.: Изд-во "Мосгорархив", 2001, 700 с.
Авторы книги предлагают читателю документы, которые знакомят с жизнью православной Москвы в начале прошлого века. Весь материал разбит на несколько разделов: богослужение, культура, духовное образование, приходская и экономическая жизнь. По мысли составителей сборника, он характеризует внутреннюю жизнь Церкви и отношения между Церковью и государством. Авторам удалось представить на суд читателя довольно подробное описание того, чем жила Москва, но сам отбор документов настораживает┘
Составители особое внимание уделили выдержкам из официальной церковной печати. На человека, который решил познакомиться с изданием, обрушивается вал проповедей, статей, докладных записок в Синод и таблиц. Авторам книги удалось выстроить довольно стройную систему, но при чтении невозможно избавиться от гоголевского возгласа: "Скучно жить на этом свете, господа!" Судите сами, почти все богословские и философские споры начала ХХ века, часть которых происходила и в Москве, остались вне поля зрения издателей. Ничего не говорится о попытке подготовить Поместный собор в 1905 г. для восстановления патриаршества и обсуждения острых проблем Церкви, о докладных записках русских епископов в Синод. Зато приводится около десятка документов, посвященных разбирательству конфликта между церковным старостой и настоятелем одного из московских храмов. Прихожане разделились на две группы, староста, настоятель, благочинный пишут друг на друга объяснения в жанре доноса. Почетные граждане Москвы то поддерживают настоятеля, то требуют его перемещения, то пишут в Синод просьбу вернуть священника в старый храм. Финал истории весьма показателен: и староста, и настоятель были удалены из прихода без особых взысканий. Все это поразительно напоминает современную жизнь в некоторых храмах.
Но главное, конечно, это православная периодика того времени. Странно, но при знакомстве с ней ты постоянно ловишь себя на мысли, что совсем недавно уже где-то читал эти заметки. Стиль, круг обсуждаемых тем, характер подачи материала отдает обрядоверием и провинциализмом. Многие религиозные публицисты того времени скрывались под псевдонимами, так, некто господин Мний обсуждает тему поста в церковно-приходских школах и сожалеет о том, что многие преподаватели не соблюдают среду и пятницу, а в столовой детям в любой момент предлагается скоромное меню. Естественно, за этими событиями автору видится подрыв самих основ христианства. Довольно часто на страницах религиозной прессы можно встретить страх перед заговором лиц определенной национальности, недоверие к интеллигенции и молодежи, постоянные умильные возгласы и мирян, и духовенства о богоизбранности монархии и единении народа с помазанником Божиим. Никто не спорит, что такие статьи были, но авторы монографии почему-то совсем не приводят публикации, которые отстаивают и другую точку зрения.
Вообще жизнь Церкви в Москве предстает в этом издании как необыкновенно правильная, но абсолютно оторванная от действительности. Державность настолько выпирает со страниц книги, что порой становится просто утомительной. Многостраничные хвалебные отзывы о торжестве дома Романовых в 1913 г. и пребывании государя императора в Москве перемешаны с приветственными словами архиереев. В результате создается представление, что бытие Церкви в первые годы ХХ века - сказочный период под покровом царя. Единственные враги, которые мешают единению царя-батюшки и народа и полному торжеству православия, - представители Библейского общества, снабжающие простой народ литературой.
Возникает впечатление, что задача сборника - апология дореволюционных консервативных устоев, хотя уже тогда православная Церковь стремилась к обновлению и почти весь епископат умолял "благочестивейшего Государя Императора" дать Церкви большую свободу. В глазах тогдашнего общества православие почти окончательно срослось с монархией, а на духовенство смотрели как на государственных чиновников.
Вместе с тем выход данного издания дает возможность любому познакомиться, пусть даже и односторонне, с теми событиями и идеями, которые влияли на православную Москву в первое десятилетие ХХ века. К чести составителей можно отметить, что они представили на суд читателю довольно пеструю картину московской жизни и тех проблем, которые волновали москвичей. Что же касается поразительной стилистической близости отдельных современных православных авторов с журналистами старой Москвы, то она наводит на очень печальные раздумья. Всем известно, чем закончилась дореволюционная жизнь Церкви в объятиях государства. Отдельные современные проповедники "симфонии" ведут Церковь к пропасти, выход из которой может обернуться для русского православия настоящей трагедией.