Олег Славин. Ковчег спасения. Москва "Русский Дом". 2001 г., 300 с.
В СБОРНИКЕ Олега Славина "Ковчег спасения", выпущенном издательством "Русский Дом" в серии "Тайна Православия", среди прочих статей, обозначенных как сюжеты, особо стоит отметить сюжет второй - геополитика Православия. Тема эта несколько нова для отечественного читателя, но как нельзя более актуальна. Геополитическим исследованиям в инославных исповеданиях уделяется огромное внимание. В частности, итальянский геополитический журнал "Limes" посвятил римско-католической церкви целый номер. Множество работ исследует геополитику ислама. К сожалению, православная тематика находилась вне сферы интересов геополитических исследователей и публикация в "Ковчеге спасения" стала одной из "первых ласточек" в этой области.
По мнению автора, в границах христианского мира ясно прослеживается демаркационная линия между православным пространством и пространством католическим. "Православный мир духовно и качественно родственен Востоку, тогда как католичество является сугубо западным явлением. Этиологические формулировки, лежащие в основе разделения церквей в 1054 году, должны нести и геополитический характер", - утверждает Олег Славин. Основным пунктом непримиримого отторжения церквей Православной и Римско-Католической, является спор о "фиолиокве", то есть о исхождении Святого Духа только от Отца, или от Отца и Сына. Эта, казалось бы, несущественная для несведущего человека деталь, напоминающая споры "тупоконечников" и "остроконечников" из произведения Джонатана Свифта, на самом деле отличает западную рационалистическую теологию от Православного понимания Божественной реальности. "Сверхразумность Божественного действия (примат апокрифической мистической теологии), духовная и языковая свобода поместных церквей (восходящая к гласолиалиям Апостолов в день Пятидесятницы) и учения о сакральной роли Империи и Императоров", теория Православной симфонии - вот основные моменты, определяющая специфику Православия в отличие от католицизма, фактически отрицающие эти аспекты христианства", - пишет автор. И далее: "Запад основывался на рационалистическом богословии Фомы Аквинского, Восток продолжал линию мистического богословия, апофатики и монашеского делания, ярчайшим образом воплотившихся в текстах великого афонского исихаста Святого Григория Паламы. Палама против Фомы Аквинского - вот богословская формула, отражающая суть геополитическая дуализма христианского Востока и христианского Запада". Основы Православной геополитики были заложены еще во времена Византийской империи и после крещения Руси, и особенно - после событий 1453 года, когда центр Православного мира переместился в "Москву - Третий Рим". Русь после падения Константинополя остается единственным геополитическим "большим пространством", мистической "преградой" для прихода сына погибели". И подобно Византии Русь столкнулась с теми же геополитическими враждебными реалиями: "латинской митрой" и "турецким тюрбаном". С течением времени Православию пришлось столкнуться с третьей силой - протестантизмом. При кажущейся монолитности протестантизм делится на два сектора - прусское лютеранство, мистически противопоставляющее Новый Завет догмам Ватикана и англо-швейцарско-голландский кальвинизм (ставший в последствии практически государственной религией США), основывающийся на подчеркнутом ветхозаветном подходе к критике Рима.
Православная геополитика наглядно высветилась в ходе освободительной борьбы балканских народов за национальное освобождение в середине - конце XIX века. Став безоговорочно на сторону "славянских братьев", Россия не только преследовала политические и экономические цели, но и цели Православной геополитики, так как Балканы издревле входили в Православное "большое пространство". Апофеозом возвращения к византийским корням можно считать вступление России в Первую мировую войну. Не следует забывать, что, пожалуй, одной из основных задач России в этом конфликте было установление "крестов на куполе святой Софии" - сакральной святыне византийского православия. В конце исследования Олег Славин приходит к интересному выводу, что "...можно рассматривать геополитические успехи Советской сверхдержавы, покорившей полмира, традиционно враждебного русским православным христианам и нашему государству, как успехи Русской Церкви и Православной геополитики".