Сергей Сафронов. Русская Православная Церковь в конце ХХ в.: территориальный аспект. Московский центр Карнеги, 2001. 100с.
ВЫШЛА в свет работа, которой суждено стать настольной книгой для всех, кто занимается историей Русской Православной Церкви в ХХ в.
Исследование представляет собой сжатое изложение материала по важнейшим аспектам жизни РПЦ социального, политического и экономического института. Данные излагаются автором одновременно кратко и концептуально. Монография снабжена большим количеством карт и таблиц, которые представляют собой самостоятельную ценность. При подготовке текста Сергей Сафронов использовал как печатные, так и электронные источники последних лет.
В первой части монографии можно найти данные о расположении монастырей и церковных общин на территории бывшего СНГ. Автор сравнивает показатели 1912 и 1999 гг. по нескольким большим регионам. Они свидетельствуют о том, что приходов в Москве в 1999 г. было 272, что почти в два раза меньше, чем в 1912-м. Можно наблюдать определенную закономерность: если в начале ХХ в. больше всего приходов по отношению к населению находилось на севере России, то сейчас "сердце православия" находится в центральных областях и крупных городах.
На территории нашей страны строительство православных церквей сопровождалось распространением протестантизма, ислама и буддизма, причем последние тесно привязаны к определенным регионам, в которых традиционно сильно влияние данных религий.
Автор описывает современную монастырскую систему РПЦ, которая на современном этапе отражает определенные потребности и состояние общества: сейчас в России, как и до революции, преобладают женские монастыри, мужские же расположены в тех местах, где сосредоточены центры духовной, образовательной и административной церковной жизни.
Подробно разбираются вопросы духовного образования на современном этапе. Все учебные заведения РПЦ делятся на богословское, предназначенное для будущих священнослужителей, и религиозное образование для мирян. Первое представлено системой духовных училищ, семинарий и академий. Второе только начало формироваться, а потому отличается большой пестротой: Свято-Тихоновский богословский институт и его филиалы по стране, богословские факультеты в провинциальных университетах, православные гимназии, воскресные школы. Уровень подготовки как мирян, так и священнослужителей зависит от места получения образования. Как отмечает Сергей Сафронов, по качеству образования "молодые" провинциальные семинарии уступают столичным. Однако есть и исключения. Большое значение для положения образовательного учреждения в "провинциальных" епархиях имеет позиция и действия правящего епископа.
Значительная часть работы посвящена системе административного управления РПЦ. Здесь и деление епископских кафедр на "проходные" и "тупиковые", и история формирования и упразднения епархий, и современное состояние и распределение управления церковными областями на территории СНГ.
Особое внимание в монографии обращено на епископат РПЦ. Отмечается значительное число факторов, которые влияют на состав и численность архиереев. За последние годы средний возраст поставления в епископы составляет 51 год, оставаясь почти неизменным в течение 15 лет. Большая честь епископата окончила либо Московскую, либо Петербургскую духовную семинарию и академию, часть из них имеет и высшее светское образование.
Сергей Сафронов делит состав епископата РПЦ на несколько поколений по дате хиротонии и их влиянию на церковную жизнь. Отдельно рассматривается деятельность Патриарха Алексия II. Значительное число поездок Алексия по епархиям преследует несколько целей: миссионерские, международные, рабочие, образцово-показательные поездки в лучшие церковные области.
Церковь и политика. Данная тема слишком часто становится объектом спекуляций. Отрадно, что данная работа избежала одностороннего подхода. С одной стороны, отсутствие в России партий с христианскими лозунгами (не патриотическими!!) говорит о том, что религиозное возрождение не коснулось многих людей. С другой - отмечается активная деятельность митрополита Смоленского Кирилла (Гундяева). Наблюдается значительное несоответствие между молчанием мирян и активной деятельностью архиереев, которые стремятся заключить своеобразные договоры о сотрудничестве с местными властями и силовыми структурами. Замечается определенная двусмысленность в награждении церковными орденами государственных чиновников и спонсоров не за веру, а за социальный статус, за денежные средства, выделенные Церкви нередко не из своего кармана.
Экономическая деятельность РПЦ вызывает некоторое недоумение у автора исследования: большую роль играли спекулятивные операции на фондовом рынке, слишком широкое использование налоговых льгот и административного ресурса.
Отсутствие излишне эмоциональных оценок, большое число иллюстративного материала позволяет отнести эту работу Центра Карнеги к серьезному аналитическому исследованию современного состояния РПЦ.