Георгий Свиридов. Полное собрание сочинений. Песнопения и молитвы для хора без сопровождения. Национальный Свиридовский фонд. Москва-Санкт-Петербург, 2001
Вышел в свет 21-й том Полного собрания сочинений великого русского композитора Георгия Свиридова. В этот том вошли "Песнопения и молитвы" - последнее произведение, созданное Георгием Васильевичем.
Только что вышедшие из типографии ноты всегда вызывают волнение: новое произведение явилось в мир. Однако трудно передать чувство, с которым довелось первый раз взять в руки 21-й том свиридовского собрания...
"Песнопения и молитвы", написанные в 1991-1997 гг., занимают особое место в русской культуре. Это произведение, задуманное как творение грандиозного масштаба, словно музыкальный храм Христа (композитор до своей кончины успел написать примерно десятую часть), не имеет аналогов в истории культуры.
Конечно, сама по себе музыка обихода (то есть музыка, исполняемая на богослужениях в церкви), вообще духовная музыка в наши дни отнюдь не редкость. Более того, очень многие композиторы с охотой принялись сочинять в этом жанре сразу же после того, как он перестал быть запретным и сделался популярным. Однако столь глубокого художественного выражения Православного Духа - в некой сокровенной сути его, на огромной высоте творческого высказывания и человеческой мудрости - ушедший век, думается, не знал.
"Песнопения и молитвы" - это рубежное произведение на музыкальном пути России, потому что это не только итог творческого пути Мастера. Оно вершит и русский музыкальный век, тысячелетие. Когда-то начавшись с исходных основ духовной жизни - молитвы, певческого голоса, с ними на устах эти исторические периоды, таким образом, и завершились...
Содержательность музыки в сочетании со словами молитв "Песнопений" представляет собой колоссальное духовное единство. Ко всему прочему это и великое моление о нас - современниках: "Во спасение нас, поющих...", "Святый безсмертный, помилуй нас..." И духовный завет всем нам и нашим потомкам от Мастера, последнего русского музыкального художника тысячелетия, стоящего в ряду классиков. Свиридов, сочинив "Песнопения", создал как бы некое духовное хранилище, незаглушимый кладезь всего лучшего, что накопил наш народ в душе своей за века...
Нет ничего подобного в истории музыки строению этого сочинения, жанру. Подобно самому Писанию, "Песнопения и молитвы" как бы бесконечны по духу своему. Крайняя скупость средств, порой даже суровость, полное отсутствие "фарисеева многоглаголания", воистину храмовая величественность хоровой партитуры, небесная гармоническая красота музыки и какая-то "неизреченная" ее сокровенность... Подобно молитве, говорит эта музыка обо всем самом важном, касающемся человека, мира.
Это не скорбная музыка. Однако последнее "Аллилуйя" звучит несколько трагично. На исходе жизни композитор глубоко переживал происходящее в России, воспринимая свою эпоху как время убыли национального духа, распада великой страны, как огромную народную трагедию. На склоне лет, сознавая необходимость нравственного и художественного итога, со всей мощью Дара своего, со всем пылом сердца, до остатка отданного людям, родине, он прибег к тому, к чему только можно и должно было прибегнуть православному человеку в трудный час - к молитве.
Как уже говорилось, произведение не было закончено, композитор очень сложно и кропотливо искал его итоговую форму. Огромное количество хотя и завершенных, но разобщенных фрагментов музыки одной и той же вещи, из которых нужно было составлять единое сочинение, создали для редакторов тома огромную трудность. Большой проблемой долгое время оставался вопрос: как, в каком порядке выстроить произведения в форму? И благодаря большой исследовательской работе, проведенной президентом Свиридовского фонда музыковедом А.С. Белоненко, тайны Мастера оказались в значительной степени разгаданными. Вклейка в томе с изображением свиридовского автографа, в котором излагается общий план "Песнопений и молитв", - это воистину символический манускрипт...
Каждому исполнителю, да и вообще человеку, интересующемуся русской культурой, необходимо непременно прочесть в сборнике вступительную исследовательскую статью А.С. Белоненко. Это не только подробнейший исторический и музыковедческий анализ произведения, причем выполненный любовно, от сердца, но и свод строк из дневника композитора, объясняющего очень многое в его авторском настрое. Эти слова, наполненные глубочайшей и неподкупной мыслью, истинно слова Старца, значат очень много - не меньше, чем сама музыка.
В суете, повседневной сутолоке, в бесконечном море наших проблем - от житейских до глобально-мировых - все же не должно пройти незамеченным это выдающееся событие в российской духовной и культурной жизни. Ибо родина наша покуда жива и, дай Бог, молитвами и песнопениями дальше жива будет...