Дзюнсэй Тэрасава-сенин. В Новый век без войн и насилия. Проповеди буддийского монаха, странствующего по Евразии с молитвой за мир. "Махасангха "Ниппондзан Меходзи" - ООО "Лебедь", Донецк, 2001 г., 512 с.
Если о христианстве и исламе в России и других странах СНГ ежегодно издаются десятки книг общими тиражами в сотни тысяч экземпляров, то литературы по буддизму на порядок меньше. Из духовных текстов, опубликованных в последние 10 лет, наиболее известна "Алмазная Сутра", изданная малым тиражом в Улан-Удэ. Там же вышли сочинения Судзуки, Догэна и некоторых других современных учителей, принадлежащих к дзен-буддизму, ламаизму и эзотерическому тибетскому буддизму. Бурятскими издателями напечатаны и некоторые памятники Хинаяны, в частности "Тхамапада" (сборник изречений Шакьямуни) и "Джатаки" (сказания о перерождениях Сидхартхи Гаутамы).
Махаянская и хинаянская литературы издаются и в новых духовных центрах буддизма, каковые с некоторых пор возникли в Москве и Санкт-Петербурге. В 1998 г. в Северной столице вышел "Трактат о пробуждении веры в Махаяну" Ашвагоши, переведенный Торчиновым с ханьского языка. Значительным событием в духовной жизни российской Сангхи стала публикация "Лотосовой Сутры". Эта книга оказалась не только бесценным источником поучений Шакьямуни для русских буддистов, не знающих японского. Данное издание стало универсальным средством общения с их корейскими, китайскими и вьетнамскими единоверцами, не владеющими русской религиозно-философской терминологией. Большая заслуга в публикации этой книги принадлежит всемирно известному миротворцу Дзюнсэю Тэрасаве-сенину, монаху-бхикшу из Махасангхи "Ниппондзан Меходзи".
В соответствии с буддийской традицией книга посвящена основателю ордена Нитидацу Фудзии-сенину, всемирно известному японскому миротворцу, сумевшему осуществить духовное завещание великих учителей средневековья, мечтавших вернуть Учение Лотосовой Сутры на ее историческую родину - Индию. Это было им реализовано ровно 70 лет назад, в 1931 г. Но Нитидацу-сан не ограничил свою миссию Индией. Он понес огонь своей веры в Великий Путь Дхармы дальше на Запад. Именно так, "по солнцу", заповедал распространять учение Махаяны один из величайших ее учителей Нитирэн-дайсенин: "Дхарма страны Восходящего Солнца возвратится в страну Лунного Рода" (" Канге-Хатиман-се", декабрь 1280 г., ашрам Куон-дзи на горе Минобу).
Тэрасава, как истинный ученик Фудзии и достойный наследник Нитирэна, продолжает свое служение через горстку оставшихся ему верных учеников, издавших его замечательные проповеди. Несмотря на все политические преграды и бытовые трудности, эти бхикшу мужественно продолжают свою миссию. Услышав однажды зов Будды и став шраманерами - "вышедшими из дома", они продолжают нести учение Шакьямуни всему человечеству, следуя примеру самого Сидхартхи Гаутамы, однажды столь же страстно возжелавшего уничтожить все страдания и спасти все человечество. Именно этому посвящена последняя, пятая глава книги Тэрасавы, названная "Ищущим Путь". Но стать на путь бодхисаттвы, прочтя лишь ее, невозможно. Без искоренения идей зла и насилия в себе и окружающих, без непрерывной и деятельной борьбы со злыми духами войны и убийства ни один шравака нирваны не достигнет. "Вера без добрых дел мертва" - учил в 50-х годах I в. прихожан Иерусалимской церкви ее первый епископ (Иаков, гл. 2). Именно совершению добрых дел и посвящены первые четыре главы книги Тэрасавы. Как мудрый педагог, он сочетает обучение теории Махаяны, основы которой изложены в его проповедях, с практикой миротворчества.
Проповеди, включенные в первую главу под названием "Создание новой свободной от насилия глобальной культуры человечества", прочитаны Тэрасавой в Москве, Днепропетровске, Севастополе, Харькове и Запорожье и изложены в интервью российским и украинским телекомпаниям. Дзюнсэй-сан не делает разницы между горем народов России и Ирака, Чечни и Югославии, объясняя своим слушателям, как через противостояние мира и войны идет невидимая духовная брань между Буддой и Марой.
Вторая глава под названием "Деяния, посвященные новому тысячелетию" рассказывает о Великом марше мира по Евразии. Тэрасава с учениками провел его с июня 1998 г. по февраль 1999 г. Взяв старт в Ясной Поляне, этот марш через Кавказ и Среднюю Азию дошел до родины Будды - деревеньки Капилавасту недалеко от непальского буддийского центра Лумбини. Этот трудный многомесячный переход через десяток суверенных государств Евразии был попыткой возродить традицию духовных путешествий отшельников древности по Великому шелковому пути. Необходимость в нем была вызвана началом ядерных стрельб в Индии и Пакистане, кощунственно назначенном на день рождения Сидхартхи Гаутамы, примерно совпадающего с маем григорианского календаря. Несмотря на все трудности, марш прошел успешно, а его участники получили неизгладимые духовные впечатления, вдохновившие их на новые духовные подвиги миротворцев.
Нужда в таких подвигах нисколько не уменьшилась: в России начиналась вторая чеченская война. Ей посвящена третья глава, названная "Противостояние мировому насилию" и включающая в себя речи и проповеди Тэрасавы, произнесенные им в разные годы. Многие из речей произнесены им во время Марша материнского сострадания, который по его предложению весной 1995 г. совершили активистки из Комитета солдатских матерей и другие миротворцы-правозащитники.
Четвертая глава книги названа "История и возрождение духовной культуры Евразии". Читая проповеди Дзюнсэя-сан, произнесенные им на священной алтайской горе Белуха, начинаешь понимать, что потеряло человечество, пойдя путем глобализации экономики и политики.