0
1183
Газета Печатное дело Интернет-версия

26.09.2001 00:00:00

Словарь против "лжи в алфавитном порядке"

Тэги: Аверинцев, словарь, ложь


Сергей Аверинцев. София - Логос. Словарь. 2-е изд., Киев, 2001. 460 с.

Писать о книгах Сергея Аверинцева все равно, что погружаться в ледяную воду и прыгать через огненную пропасть. С одной стороны, можно с восторгом выписывать строчку за строчкой и букву за буквой из многих статей блестящего ученого, с другой - превратить всю рецензию в обилие риторических фигур о собственной малости и необразованности. Но все это, скорее, метод средневекового писца, чем журналистика, а потому после вздоха восхищения следует "гармонию проверить алгеброй" и (памятуя завет одного из латинских отцов "молись и трудись") приступить к описанию нового подарка, который "обрушился" на наши бедные головы.

Строго говоря, перед нами уже второе издание этой книги, в которой добавлено несколько статей и расширен библиографический указатель трудов Сергея Сергеевича. Но обо всем по порядку.

Первое, на что обращаешь внимание, раскрывая сборник, - это достаточно пестрый материал книги. Здесь и словарные статьи из "Философской энциклопедии", "Краткой литературной энциклопедии", "Мифов народов мира", "Христианства" и большие работы, опубликованные ранее, и новые, и интервью с самим Аверинцевым, и, наконец, полный список его публикаций (монографии, научные работы, переводы, стихи, проповеди). Издание предваряется двумя предисловиями автора и включает в себя статью о нем: "Архипелаг Аверинцева". Но, вчитываясь в тексты, постепенно понимаешь, что "пестрота" собирается в определенную мозаику, где каждый кусочек нужен и важен. Попытаемся написать о тех частях, которые наиболее затронули воображение, и вступим в диалог с автором, тем более что он постоянно к этому призывает.

Размышления по поводу поэзии, средневекового искусства, теории литературы, философии рассыпаны по сборнику, но не они составляют его стержень.

В центре внимания автора находятся проблемы христианства в современном мире. Современность, по мысли Аверинцева, не должна замыкаться на себе самой, но обязана постоянно вести диалог с прошлым, стараться понять его. Сергей Сергеевич так говорит об этом в статье о переводе Библии: "Мы обязаны сделать все, чтобы Слово не было неопределенно невразумительным. Но мы не можем сделать, чтобы оно перестало быть трудным. Непрерывное взаимодействие христианина и настоящего времени, его бытие "здесь и сейчас" - вот основа нужного исторического компромисса".

Труд, скучный и постоянный, необходим и для Церкви, и для входящих в нее (хотя, конечно, христианство не ограничивается только стенами храма). Но проблема состоит в том, что к такой работе часто бывают не готовы и миряне, и духовенство. В чем лишний раз убеждаешься, знакомясь с жесткой характеристикой религиозного возрождения последних лет. "Наши новые православные, околоправославные, сочувствующие, то есть "широкая публика", кажутся мне уж слишком похожими на детей. Позавчера они вовсе не думали на церковные темы; вчера каждый осанистый архиерей казался им ангелом или святым, только что сошедшим с иконы; сегодня они зачитываются газетными публикациями про Священный Синод как филиал КГБ┘ Так подросток, узнавший нехорошую подробность о своем обожаемом кумире, торопится зачислить его в изверги рода человеческого┘". Отсутствие "взрослости" приносит большие неприятности в русском православии, в чем многие из нас могли убедиться на собственном опыте.

Оценивая положение христианства в России и мире, Сергей Аверинцев говорит о смене типичных парадигм в ХХ веке. С одной стороны, мало кто всерьез может выдвигать тезис о "христианской Европе" или "святой Руси" - слишком пестры религиозные представления современности, с другой - христиане встречаются на всех континентах. Ушло время классических противопоставлений, началась эпоха многополярности, при которой "и потери, и приобретения христианства были велики и по большей части ошеломительно неожиданны". В таких условиях от последователей Христа требуется определенная бескомпромиссность. Не разделяя взглядов православных зелотов, автор предостерегает и от безудержного оптимизма, призывая читателей к мужеству: "Христианин, который не готов к тому, что на него будут косо смотреть, а то и смеяться ему в лицо за то, что он... живет иначе, чем живут чада мира сего и чем требует "современный вкус", - не заслуживает того, чтобы именоваться христианином".

Подобная серьезность отличает все содержание взглядов Аверинцева и на то, что относится к христианской культуре, и на то, что составляет сферу его научных интересов. Отсутствие наукообразности, безусловное доверие читателю и ответственность, когда формулировки не прячутся за общими фразами и терминологией, когда общение и понимание означает безусловное принятие другого, смелость взглядов - все это делает Сергея Аверинцева доступным и недосягаемым, спокойным и удивительно дерзким. Именно он способен быть "накоротке" с Гессе и Соловьевым. Читателю остается только в немом восторге изумляться перед этим синтезом отваги и благоговения, который и составляет значительную часть "Архипелага Аверинцева".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1756
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3723
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2777
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2269

Другие новости