Современная Россия переживает весьма непростой период своего развития, который характеризуется в том числе религиозным ренессансом. Однако очень скоро стало очевидным, что он таит в себе не только мощный позитивный заряд, но и потенциальную угрозу, которая может породить в обществе колоссальные этноконфессиональные трения и противоречия, чреватые самыми непредсказуемыми последствиями, одним из которых являются события в Чечне.
В этой связи вышедшая недавно монография известного отечественного арабиста-востоковеда и исламоведа Константина Полякова "Арабский страны и ислам в России" представляется не только актуальной, но и настоятельно необходимой в силу как минимум трех причин. Во-первых, в последние годы практически не было сколько-нибудь серьезной попытки осмысления тех процессов, которые происходили в стране в последнее десятилетие ХХ века. Во-вторых, в 90-е годы в нашем обществе доминировала иллюзия относительно некой самобытности и исключительности России, которая развивается только по одной ей ведомым законам, отличающим ее от остального мира. Однако игнорирование мирового опыта преодоления кризисных ситуаций в других странах обернулось для большей части россиян горьким разочарованием в демократических реформах и заставило их обратить внимание на окружающий мир.
Наконец, в-третьих, данная книга не является неким абстрактным, оторванным от жизни научным исследованием. В ней анализируются самые последние события в стране и арабо-исламском регионе, автор пытается найти общие подходы к решению накопившихся в России проблем.
Автор монографии дает глубокий и детальный анализ положения, которое сложилось в исламской умме на Ближнем Востоке. Вскрываются исторические предпосылки возникновения исламского фундаментализма в арабских странах, условия роста радикальных исламских настроений в конце 90-х годов ХХ века и как результат активизация радикальных исламских группировок, для которых вопрос о власти в них стал основным. Рассмотрение этих проблем выглядит обоснованным и аргументированным. Оно происходит на основе разбора стоящих перед арабским обществом политических задач, которые нашли отражение в произведениях основоположников исламского фундаментализма не только на Ближнем Востоке, но и в мусульманском мире в целом.
Данный анализ позволяет сделать вывод о том, что процесс ре-исламизации части российского населения, обусловленный прежде всего внутренними причинами, в то же самое время стал отражением более масштабных мировых тенденций, которые не могли обойти Россию, особенно после провозглашения курса на гласность и демократизацию. В этой связи большой интерес вызывает глава книги, посвященная ситуации на Северном Кавказе. В ней делается успешная и аргументированная попытка объяснения влияния внешнего фактора на ход событий в Чечне и Дагестане. Прежде всего надо отдавать отчет себе в том, что это влияние крайне неоднородно и противоречиво. Оно отражает борьбу тенденций в исламе в арабских странах, которая порождена столкновением интересов различных политических, социальных и религиозных сил.
Конечно, проблематика представляемой монографии не ограничивается тем перечнем вопросов, которые упомянуты выше. Однако даже такой беглый взгляд на нее позволяет судить о ее ценности не только с научной, но и с практической точки зрения. Вероятно, некоторые рассуждения автора могут вызвать у внимательного читателя сомнения и даже несогласие. Тем не менее даже это обстоятельство нельзя отнести к недостаткам книги, так как оно будит в читателе, а не только у людей, профессионально занимающихся проблемами России или Ближнего Востока, желание к познанию и поиску истины.