Глас тихий. Божии знамения нашего времени. Альманах. Материалы Комиссии по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской Православной Церкви. Вып. 1.-М., 2000, 476 с.
"Сейчас, когда наша страна переживает эпоху кризисов и преобразований, особый смысл приобретают события, происходящие в Русской Православной Церкви". Так начинается предисловие к книге о мироточащих иконах, чудесах и знамениях. Далее читателя информируют, что специальная Комиссия собирает сведения, описывает их и создает архив. С самого начала отметается не только сомнение в истинности чудес, но и сам вопрос об их природе, как будто в Церкви не существует иных мнений и существовать не может. Между тем покойный митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай призывал весьма осторожно относиться к подобным вещам, в том числе к беззастенчивой эксплуатации доверчивости церковного народа.
Для вразумления читателя в сборнике приведена беседа Игнатия Брянчанинова, акцентирующего внимание на том, что "знамения даны были неверию".
Архиепископ Мефодий (Харбин) и ряд других авторов повествуют о чудесах, происходивших в 20-30-е годы. Далее приводятся описания современных мироточений по разным епархиям, в том числе и в храмах Зарубежной Православной Церкви, с которой у РПЦ по сию пору существует целый ряд разногласий.
Поскольку составители не имели цели систематизировать и как-то объяснить описываемые события, то читатель остается один на один с целой вереницей историй, описаний чудесных излечений от различных недугов и напастей, намеков на прозорливость или недоверчивость верующих, смутных указаний на благодатность или назидательность смертей, болезней, случайностей. Читателя погружают, уговаривают, гипнотизируют потоком рассказов - тут уж некогда рассуждать, думать, некому задать вопрос. Читай и помогай своему неверию.
Самые жестокие и сухие страницы - сводки ОГПУ об обвинениях против верующих, которые повинны в обнаружении чудесных икон. Всей неуловимой логикой книги читателя убеждают, что по "страшности" наши времена сравнимы с послереволюционными десятилетиями. По крайней мере массовое мироточение происходило тогда и повторяется сейчас - причем характерно это явление только для православной среды. А значит - мы имеем неопровержимое доказательство бесконечной и неоспоримой правоты православия, вечно атакуемого врагом в разных обличиях. С этой логикой невозможно спорить - здесь, собственно, отсутствует пространство диалога. Хотя подспудно пытливый читатель, возможно, и ощущает некоторую подмену понятий, но под натиском количества описаний теряется, боится, трепещет.
Но вопросы есть, и рано или поздно Церкви придется обрести голос, для того чтобы на них отвечать. Почему иконы царских мучеников начали мироточить тогда, когда встал вопрос о канонизации царской семьи? Почему РПЦ оставалась глухой к свидетельствам о мироточении икон в Зарубежной Церкви? Почему без внимания оставляют случаи, когда за мироточение принимают явления иного - бытового порядка? Разве правда противоречит вере в данном случае? Разве поддержание "имиджа" имеет какое-либо отношение к предмету?
Скороговорка, сходные детали, похожие ситуации - порой возникает ощущение, что читатель помещен в центр коллектива, подвергаемого массовому гипнозу. Неужели так мала вера людей, так слабо ей доверяют пастыри, что они нуждаются в подобных книгах. В конце концов, если чудесные явления имеют столь массовый характер, то любой прихожанин может рано или поздно собственными глазами удостовериться в чуде. Или "не сподобиться" - нас убеждают, что для этого нужно иметь не только крепость веры, но и особое видение, некие способности, которые даны не каждому. Не видишь - не веришь, так что ли?
Самыми страшными и подлинными выглядят страницы, на которых приведены сухие данные карательных органов. Тут нет ни излишних деталей, ни приторных описаний эмоций, ни слащавости, неизбывно сопутствующей нашим современникам, пришедшим к вере после десятилетий попрания веры.
И не совсем ясно, какую цель преследовали составители, завершив сборник двумя рассказами о схождении благодатного огня в Иерусалиме. Что это - призыв поверить предыдущим рассказам в сравнении с описанием "большего" чуда? Уверенность, что от повторения вера растет в некоей прогрессии? Наверняка авторами двигали прекрасные мотивы, наверняка это чтение окажется душеполезным для многих людей, но к кому адресовать вопросы, которые рано или поздно возникают в душах верующих? Где пастыри, способные без гнева и смятения разрешать такие вопросы, не призывая на головы паствы кары небесные за сомнения?
Нашей Церкви, так привычно говорящей о своей правоте и полноте, пришла пора отделить правоту учения от беспомощности проповеди. И тогда, возможно, разговоры о чудесах перестанут быть главным и решительным аргументом в вопросах веры или неверия.
Александр Стрижев
короткой заметке нет смысла подробно рассматривать достоинства и недостатки книги "Глас тихий", упомянем лишь, чем и кому она, пожалуй, будет интересна.
Под скромной, но изящной обложкой собраны свидетельства о чудесных знамениях, наблюдаемых в жизни Православной Церкви, таких, как обновления и мироточения икон, схождение Благодатного огня, о событиях чудесных и знаменательных, в том числе и тех, что наблюдались в начале только что ушедшего века.
Здесь рассказано о двадцатых годах свирепого гонения на Церковь, повсеместного на Руси разорения храмов, истребления тысяч священнослужителей. И тогда же возникали с ошарашивающей настойчивостью чудесные обновления икон. О некоторых из этих чудес сохранились подробные, почти документальные свидетельства, что и зафиксировано в книге.
Волна обновлений затронула некоторые уезды Новгородской губернии в 1924-1925 годах. Власти восприняли это по-своему: как контрреволюционные происки и взялись за массовые репрессии. Об этом, в частности, можно было узнать из судебного отчета, тогда же напечатанного для служебного пользования. Этот зловещий документ можно найти в сборнике.
Здесь же есть и обширные извлечения из книги архиепископа Мефодия (Герасимова), рассказывающие о множестве знамений обновления икон, происшедших на Дальнем Востоке и в Харбине в разгар Гражданской войны. Его книга была издана в Харбине в 1925 году.
Мало кто теперь помнит о поразительных событиях в Киеве тогда же. Там в 1923 году на протяжении нескольких дней на глазах у десятков тысяч горожан обновлялись иконы и купола церквей, звонили сами колокола.
Прав был преосвященный Мефодий, когда говорил, что знамения и чудеса в мире духовном имеют такое же важное значение, как и величайшие события во внешней жизни народов, а потому сведения о них должны быть тщательно изучены, бережно сохранены и должны быть известны всем людям.
Судя по всему, Россия и сейчас переживает период многочисленных чудесных знамений. С начала девяностых годов мироточения и обновления икон становятся столь зримыми и повсеместными, что можно говорить об особом Божием попечении по укреплению веры в народе.
Составители взяли на себя труд и в дальнейшем собирать сведения о современных чудесных явлениях. Будут продолжены рассказы о чудотворной Иверской Монреальской иконе Божией Матери, а также о чудотворных мироточивых иконах святого Государя и Царственных мучеников.
Книгу читают, и современные события ее дописывают. Страницу за страницей, чудо за новым чудом.