Адольф Гарнак - один из столпов и основоположников "либеральной теологии" стал доступен в новом переводе для русского читателя. Данная работа представляет собой курс из 16 лекций, прочитанных в 1900 г. в Берлинском университете.
Отдельные пассажи могут вызвать недоумение и даже отторжение у современного русского читателя, подобно тому как и сто лет назад первое издание этой работы Гарнака вызвало бурные споры. Однако не спешите огульно записывать труд немецкого историка в "писания еретиков". Некоторые наблюдения весьма справедливы и, к сожалению, остаются актуальными до сих пор.
Автор лекций поставил своей целью ознакомить слушателей с самой сердцевиной христианского учения. По мысли Гарнака, только личная молитва и Евангелие делает человека подлинно религиозным. Нетрудно догадаться, что в центре внимания Гарнака находятся новозаветное учение и сведения об Иисусе Христе, а также проповедь самого Спасителя, как она отражена в библейских текстах.
Сам Новый Завет рассматривается берлинским профессором не с литературной, а с историко-философской точки зрения. Для него только Евангелие является подлинным основанием христианства, так как оно отражает "взгляды" Христа и практику раннехристианских общин.
Книга состоит из двух больших тематических разделов: "Евангелие" и "Евангелие в истории".
В первой части разбирается проповедь Иисуса, причем богословские проблемы чередуются с отношением Христа к миру. Основные положения Гарнака можно свести к утверждению: Христос даровал всем верующим стать сынами Бога, поднял человеческую личность на недосягаемую высоту и дал ей ответственность "индивидуально отвечать" за свои поступки перед Богом. Главнейшая же заповедь есть дело любви и мира по отношению к ближним.
Попутно Гарнак отмечает, что наиболее ценны и точны в передаче учения Христа синоптические Евангелия, что же касается исторической ценности Евангелия от Иоанна, то ученый относится к нему весьма скептически. Он придерживается точки зрения, что автором этого текста был не апостол Иоанн, а "составитель", который произвольно излагал предания об Иисусе, при этом весьма небрежно относясь к источникам о жизни и учении Иисуса. Подобный взгляд был распространен в начале прошлого века, но сейчас исследователи предпочитают более сдержанные суждения.
Гарнак касается и социальных сторон евангельского учения: проблемы аскетизма, бедности, государственной власти, культуры.
Отрицательно относясь к аскетизму, Гарнак тем не менее подчеркивает положительное влияние монашества в "Католических Церквах", к которым он относит Православную, или "Греческую" Церковь, и Католическую, или "Римскую" Церковь.
Исследователь считает неоправданным утверждение, что Христос оправдывает любую земную власть, которая существует в настоящий момент, или считает предпочтительной ту или иную форму правления. "Позволять не значит благословлять или оправдывать", так можно выразить основной вывод Гарнака по этой проблеме.
Рассматривая вопрос о бедности, историк следовал основным положениям "протестантской этики". Он замечает, что Христос отнюдь не считал бедность саму по себе необходимым источником спасения, а богатство - грехом. "Встречая в Евангелиях слово "бедные", мы не можем┘ думать исключительно о бедных в экономическом смысле. Фактически бедность в хозяйственном смысле в значительной мере сочеталась в то время с религиозным смирением и душевной восприимчивостью".
Но самые интересные положения Гарнак выдвигает во второй части лекций, где он рассматривает евангельские идеалы в историческом времени и соответствие той или иной христианской Церкви евангельскому учению.
Здесь исследователь, к сожалению, не был полностью свободен от своих конфессиональных предпочтений. Для него именно в протестантизме у "евангелических Церквей" осталось подлинное христианство, хотя и не свободное от прегрешений. Тезис Гарнака, что Лютер - самый великий человек нового времени, а его роль подобна апостолу Павлу, безусловно, является "частным мнением" протестантов. Весьма натянутой представляется также и выдающаяся роль немцев в истории религии (по мысли Гарнака, реформация есть дело германцев, духовная колыбель немецкой нации).
Но несмотря на все оговорки, лекции немецкого историка удивительно точно определяют основные проблемы как православия, так и католицизма. Нужно сказать, что Гарнак весьма скептически относится к Греческой Церкви, но признает, что в ней еще жив слабый свет Евангелия.
Главным недостатком православия, по мнению ученого, является античный интеллектуализм и ритуализм. Первый превращает христианство в философскую систему и приводит к нетерпимости по отношению к инакомыслию, последний часто идет на поводу народных масс и превращает христианство в полуязыческую мистерию с пышными магическими формами.
Не очень лестные характеристики получает в концепции историка Римская Церковь. Ученый весьма пристрастно относится к Западной и Восточной Церквам, противопоставляя им протестантизм как высшее достижение христианства.
Но несмотря на все эти недостатки, к которым можно добавить и некоторые претензии к изданию (отсутствие подробного комментария к тексту, краткая вступительная статья), книга Гарнака, безусловно, - яркое событие для всех интересующихся историей христианства. По сути, перед читателем одно из немногих изданий первоисточников немецкой "либеральной теологии", которая оказала огромное влияние на научные представления ХХ века.