0
2303
Газета Печатное дело Интернет-версия

11.07.2001 00:00:00

Что такое подлинное христианство

Тэги: Гарнак, основоположник, либеральной, теологии


Адольф Гарнак - один из столпов и основоположников "либеральной теологии" стал доступен в новом переводе для русского читателя. Данная работа представляет собой курс из 16 лекций, прочитанных в 1900 г. в Берлинском университете.

Отдельные пассажи могут вызвать недоумение и даже отторжение у современного русского читателя, подобно тому как и сто лет назад первое издание этой работы Гарнака вызвало бурные споры. Однако не спешите огульно записывать труд немецкого историка в "писания еретиков". Некоторые наблюдения весьма справедливы и, к сожалению, остаются актуальными до сих пор.

Автор лекций поставил своей целью ознакомить слушателей с самой сердцевиной христианского учения. По мысли Гарнака, только личная молитва и Евангелие делает человека подлинно религиозным. Нетрудно догадаться, что в центре внимания Гарнака находятся новозаветное учение и сведения об Иисусе Христе, а также проповедь самого Спасителя, как она отражена в библейских текстах.

Сам Новый Завет рассматривается берлинским профессором не с литературной, а с историко-философской точки зрения. Для него только Евангелие является подлинным основанием христианства, так как оно отражает "взгляды" Христа и практику раннехристианских общин.

Книга состоит из двух больших тематических разделов: "Евангелие" и "Евангелие в истории".

В первой части разбирается проповедь Иисуса, причем богословские проблемы чередуются с отношением Христа к миру. Основные положения Гарнака можно свести к утверждению: Христос даровал всем верующим стать сынами Бога, поднял человеческую личность на недосягаемую высоту и дал ей ответственность "индивидуально отвечать" за свои поступки перед Богом. Главнейшая же заповедь есть дело любви и мира по отношению к ближним.

Попутно Гарнак отмечает, что наиболее ценны и точны в передаче учения Христа синоптические Евангелия, что же касается исторической ценности Евангелия от Иоанна, то ученый относится к нему весьма скептически. Он придерживается точки зрения, что автором этого текста был не апостол Иоанн, а "составитель", который произвольно излагал предания об Иисусе, при этом весьма небрежно относясь к источникам о жизни и учении Иисуса. Подобный взгляд был распространен в начале прошлого века, но сейчас исследователи предпочитают более сдержанные суждения.

Гарнак касается и социальных сторон евангельского учения: проблемы аскетизма, бедности, государственной власти, культуры.

Отрицательно относясь к аскетизму, Гарнак тем не менее подчеркивает положительное влияние монашества в "Католических Церквах", к которым он относит Православную, или "Греческую" Церковь, и Католическую, или "Римскую" Церковь.

Исследователь считает неоправданным утверждение, что Христос оправдывает любую земную власть, которая существует в настоящий момент, или считает предпочтительной ту или иную форму правления. "Позволять не значит благословлять или оправдывать", так можно выразить основной вывод Гарнака по этой проблеме.

Рассматривая вопрос о бедности, историк следовал основным положениям "протестантской этики". Он замечает, что Христос отнюдь не считал бедность саму по себе необходимым источником спасения, а богатство - грехом. "Встречая в Евангелиях слово "бедные", мы не можем┘ думать исключительно о бедных в экономическом смысле. Фактически бедность в хозяйственном смысле в значительной мере сочеталась в то время с религиозным смирением и душевной восприимчивостью".

Но самые интересные положения Гарнак выдвигает во второй части лекций, где он рассматривает евангельские идеалы в историческом времени и соответствие той или иной христианской Церкви евангельскому учению.

Здесь исследователь, к сожалению, не был полностью свободен от своих конфессиональных предпочтений. Для него именно в протестантизме у "евангелических Церквей" осталось подлинное христианство, хотя и не свободное от прегрешений. Тезис Гарнака, что Лютер - самый великий человек нового времени, а его роль подобна апостолу Павлу, безусловно, является "частным мнением" протестантов. Весьма натянутой представляется также и выдающаяся роль немцев в истории религии (по мысли Гарнака, реформация есть дело германцев, духовная колыбель немецкой нации).

Но несмотря на все оговорки, лекции немецкого историка удивительно точно определяют основные проблемы как православия, так и католицизма. Нужно сказать, что Гарнак весьма скептически относится к Греческой Церкви, но признает, что в ней еще жив слабый свет Евангелия.

Главным недостатком православия, по мнению ученого, является античный интеллектуализм и ритуализм. Первый превращает христианство в философскую систему и приводит к нетерпимости по отношению к инакомыслию, последний часто идет на поводу народных масс и превращает христианство в полуязыческую мистерию с пышными магическими формами.

Не очень лестные характеристики получает в концепции историка Римская Церковь. Ученый весьма пристрастно относится к Западной и Восточной Церквам, противопоставляя им протестантизм как высшее достижение христианства.

Но несмотря на все эти недостатки, к которым можно добавить и некоторые претензии к изданию (отсутствие подробного комментария к тексту, краткая вступительная статья), книга Гарнака, безусловно, - яркое событие для всех интересующихся историей христианства. По сути, перед читателем одно из немногих изданий первоисточников немецкой "либеральной теологии", которая оказала огромное влияние на научные представления ХХ века.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1794
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3774
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2827
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2307

Другие новости