Павел Гаврилюк. История катехизации в древней Церкви. М.: Свято-Филаретовская Московская высшая православно-христианская школа, 2001. 320 с.
Вот-вот на прилавках книжных магазинов появится книга, новая во всех отношениях. До сих пор в отечественной церковной историографии не существовало ни одного труда, специально посвященного истории катехизации (или оглашения). Автор книги - историк, а теперь еще и дьякон Православной Автокефальной Церкви в Америке, много лет посвятивший изучению древних практик оглашения как на Востоке, так и на Западе.
Появление подобной книги весьма своевременно, ведь в сегодняшних условиях в Церкви как никогда актуальны проблемы оглашения. Слова Николая Лескова о том, что "Русь была крещена, но не была просвещена", вряд ли приложимы к какому-либо времени более, чем к нашему. С той лишь оговоркой, что первая часть высказывания вызывает сомнения, каких и в помине не было в XIX веке. За последние десятилетия в Русской Православной Церкви заново поставлены многие вопросы, касающиеся миссии, оглашения, приходской и общинной жизни.
Ситуация XX и XXI веков удивительно похожа на картину первых веков христианства, веков небывалого мученичества и времени выработки особого языка Церкви, способного донести до сердца и ума язычника смысл и содержание Благой вести. Сегодня, как и тогда, повсеместно с епископских кафедр звучат призывы к повсеместному оглашению. Не приветствуется крещение без предварительного научения. Почти в каждом храме (в Москве, во всяком случае) вывешены приглашения пройти катехизацию. Но, к сожалению, призывы часто так и остаются призывами. А если оглашение и ведется, то часто оно сводится к упрощенным схемам изложения "Закона Божия" с добавлением рассказа о сектантах и еретиках, подстерегающих повсюду.
Мало кто сегодня всерьез занимается проблемами оглашения, его традициями и приложением этих традиций к современным условиям. А если кто и рискует отказаться от моделей прошлого столетия и пуститься в свободное плавание, то сразу же его встречает холодный душ недоверия и неприятия в своей же церковной среде (община священника Георгия Кочеткова, наверное, по праву может считаться здесь хрестоматийным примером). Отсюда следует вывод, что изучение традиций оглашения в древней Церкви сейчас необходимо самым разным силам, всем тем, кто не хочет, чтобы через пару десятилетий РПЦ превратилась в резервацию людей чужих и чуждых светскому обществу, не способных не то, что вести диалог с этим обществом, а и просто говорить с ним на одном языке.
Книга построена как путешествие во времени по различным Поместным Церквам. Начиная с апостольских времен (ведь первым катехизатором был, без сомнения, сам Христос) автор разбирает катехизисы Рима и Карфагена, Александрии, Иерусалима и Антиохии. Отдельная глава посвящена традициям катехизации в Армении, Каппадокии и Константинополя. В последней главе автором разбираются причины упадка катехизации в Средние века.
Общая трехчастная схема оглашения (оглашение, просвещение, тайноводство) в каждой общине обрастает своими традициями и особенностями. Так, например, в Иерусалимской Церкви в IV веке существовала традиция "передачи и возвращения" Символа веры. За несколько недель до крещения епископ "передавал" символ катехуменам, т.е. несколько раз произносил его в их присутствии. Далее символ подробно разбирался, причем его формулировку нельзя было записывать, содержание этих бесед было категорически запрещено разглашать непосвященным. Незадолго до крещения кандидаты должны были "возвратить" символ Церкви, т.е. прочитать его на память в присутствии крестных родителей и епископа. В другой общине при посвящении в оглашаемых первого этапа после традиционного обряда возложения рук следовал обряд вкушения соли оглашаемыми в знак принятия всех трудностей, связанных с отказом от прошлой греховной жизни, а также как символ готовности "вкусить" христианство - соль земли. В одних общинах таинство крещения разбирали с оглашаемыми еще до его совершения, в других - после.
История катехизации подается автором легко и увлекательно. Текст снабжен черно-белыми и цветными иллюстрациями превосходного качества. Книга написана с расчетом не столько на академических ученых, сколько на студентов, а также мирян и священников, трудящихся на ниве катехизации.
Взгляд на историю Церкви через призму катехизации позволяет по-новому взглянуть на такую противоречивую фигуру, как Ориген, новыми гранями начинает сверкать святоотеческое наследие.
Автор книги утверждает, что "толкование Священного Писания начинается с катехизиса; богословие и осмысление истории выросло из катехизиса; христианская этика уходит корнями в древний катехизис, пастырское богословие начинается катехизисом; символический язык литургии становится понятным и оживает в катехизисе; молитвенная жизнь начинается с катехизации".
По мнению автора книги, "преображение и воцерковление культуры, нашей великой русской культуры, равно как и культуры мировой, сегодня невозможно без катехизации".
Весьма характерно, что книга появляется на фоне работы комиссии по разбору катехизиса, написанного уже упоминавшимся выше опальным священником, и подобный "фон" вряд ли позволит остаться незамеченной книге Павла Гаврилюка.