В музее Маяковского 9 февраля состоялась историко-богословская конференция, организованная издательством "Паломникъ" совместно с Опричным братством св. Иосифа Волоцкого. Тема вечера - жизнь и творчество выдающегося православного русского писателя и публициста Сергея Нилуса. Он стал известным благодаря скандально знаменитым "Протоколам сионских мудрецов", выпущенным им под заглавием "Великое в малом" в Сергиевом Посаде в начале 1905 г.
В советское время это и другие произведения писателя были объявлены контрреволюционными и за одно их хранение преследовали вплоть до 1990 г. Ныне же почитатели Нилуса, среди которых преобладают монархисты, имеют возможность, не боясь преследований, свободно собираться для обсуждения волнующих их книг прямо посреди комплекса зданий ФСБ на Лубянке.
Вечер вел историк Роман Багдасаров, один из ведущих современных специалистов по Нилусу, участвовавший в составлении двухтомника "Неизвестный Нилус". Багдасаров рассказал, как он, когда впервые познакомился с книгами "На берегу Божьей реки", "Сила Божья в немощи" и другими ранними произведениями писателя, был поражен глубиной эсхатологического мышления автора. Именно в таком ключе исследователь воспринимает и книгу "Близ есть, при дверех!", которую, по его мнению, следовало бы отнести к разряду пророческих, поскольку описанные в ней явления реализовались уже при жизни Нилуса. При этом, считает историк, данную книгу ни в коем случае нельзя рассматривать как примитивный юдофобский памфлет.
Что касается "Протоколов", то Нилус рассматривал эту книгу как богословское произведение. Ее главная идея - промыслительность неотвратимо грядущего конца времен, знание о предвестниках которого только и позволит верным выстоять до конца. "Такая актуализация эсхатологического православного предания в случае Сергея Александровича была уникальной, - сказал историк. - "Протоколы" сообщали об антихристе как о близкой политической реальности, вследствие чего она становилась общественно значимой". К такому выводу Нилус пришел, работая над Оптинским архивом и общаясь со своим духовным отцом архимандритом Варсонофием, старцем Нектарием и другими Оптинскими подвижниками.
Рассказывая о судьбе работ Нилуса в России, Багдасаров сообщил, что книгу "Близ есть, при дверех!" первыми стали уничтожать масоны из Временного правительства, о чем свидетельствует князь Николай Жевахов в книге "Сергей Александрович Нилус" (Нови Сад, 1940 г.), переизданной в настоящее время издательством "Паломникъ". Таким же гонениям со стороны либералов была подвергнута малоизвестная книга Нилуса "Великая Дивеевская тайна", выпущенная малым тиражом в 1917 г., в которой изложены пророчества св. Серафима Саровского о будущем Дивеевского монастыря. Завершая свое выступление, историк предложил аудитории задуматься над удивительными совпадениями некоторых дат жизни Бонапарта и Гитлера, отраженных в знаменитой "Исторической справке", ходившей в самиздате в 70-х годах прошлого века. По мнению исследователя, об обоих мировых агрессорах можно говорить как о предтечах грядущего антихриста.
Главный редактор органа Опричного братства - газеты "Царский опричникъ" Руслан Бычков сделал доклад под названием "Сергей Александрович Нилус как ариософ", посвященный духовному родству истинно христианского традиционализма Западной и Восточной Церквей, составлявших в эпоху Средневековья единый "Корпус Христианум". По мнению оратора, наряду с секуляризацией, названной Шпенглером "закатом Европы", в Европе, как и в России, наблюдалась консолидация традиционалистских сил, противостоящих данному процессу.
При этом к истинно европейскому христианскому традиционализму Руслан Владимирович отнес итальянский фашизм, смыкавшийся с Римско-Католической Церковью, а также... германский нацизм, который после "ночи длинных ножей" полностью очистился от социалистических идей. "Фашистская Германия, - сказал Бычков, - выросла на книге Нилуса, здесь книга впервые нашла государственную защиту". Оратор выразил сожаление, что гитлеровцы не смогли понять эсхатологическую глубину книг Нилуса и, увлекшись реконструированием язычества, вообще утратили христианскую традицию. "Книга Нилуса прежде всего православная, и вне православия ее никому не понять, - сказал редактор "Царского опричника". - Сорвался на ней американский миллионер Форд, сорвались на ней и увлекшиеся ей гитлеровцы, еще более далекие от православного духа и учения".
В заключение своего выступления оратор назвал антииудейских и антимасонских авторов Франции, Англии, Австрии, Германии и других европейских стран, которые хоть и не могли стать родиной мистического антисемитизма, тем не менее частично усвоили спиритуалистическое ядро философии Нилуса и наравне с ним могут считаться представителями ариософской школы - продолжательницы средневековой правохристианской традиции.
Бычкова сменил его соратник из Опричного братства писатель Игорь Лавриненко, возглавляющий движение русских ортодоксальных католиков "Русская фаланга". Игорь Григорьевич сделал доклад на тему "Западная антимасонская борьба и Сергей Александрович Нилус", в котором перечислил деятелей правой католической мысли Запада, развивавших в своих трудах идеи Нилуса. В их числе писатель назвал каноника кафедрального собора Лилля, доктора богословия монсиньора Анри де ла Сю, чья книга "Антихристианский заговор. Масонский храм, воздвигаемый на развалинах Католической Церкви" у Нилуса была настольной. По мнению Лавриненко, истинный католицизм, как и истинное православие, всегда боролся с масонскими ересями: гностицизмом, альбигойством, тамплиерством и т.п. В новое время, после появления воинствующего протестантизма, также уходящего своими корнями в масонство, с последним активно боролось созданное во 2-й половине XVI в. "Общество Иисуса Христа" (Орден иезуитов).
Завершил свой обзор антимасонских католических сил Лавриненко известным лозунгом лидера испанских католиков-фалангистов Примы де Риверы: "У них власть? Ну и что же! У нас поэзия!"
В конце вечера выступил автор этих строк, который, вспоминая свою диссидентскую юность, не мог не процитировать своего тогдашнего политического руководителя, ныне главного редактора журнала "Москва", писателя Леонида Бородина. В июле 1977 г. Бородин сказал мне буквально следующее: "Князь мира сего имеет две ипостаси. На Востоке в странах коммунистического режима он персонифицирован в образе Люцифера, сжигающего все, что его окружает. На Западе он персонифицирован в образе Аримана, ложного созидателя. Левые диссиденты критикуют коммунистический режим за то, что он является люциферианским, а не ариманическим, как им хочется.
Православным одинаково неприемлемы обе ипостаси сатаны. Мы не должны, уподобляясь сионистам, раздувать еврейский вопрос, поскольку это выгодно нашим врагам. Нам нужна православная интеллигенция, а не боевики-черносотенцы. Нам не следует ускорять неизбежное крушение коммунистического режима, мы должны успеть сформировать свою национально-православную идеологию, которая, вытеснив люциферианство, не даст ему превратиться в ариманизм. Если же вы, так и не сумев занять себя позитивным делом, будете, как сейчас, носиться с "Протоколами сионских мудрецов", то окажетесь среди тех, кто хочет взорвать Россию".