Джим Форест. Живущий в премудрости. - М.: Истина и жизнь, 2000, 262 с.
В постсоветскую Россию возвращаются все новые и новые имена. Одно из таких имен - Томас Мертон (1915 - 1968). В англоговорящем мире Мертон уже при жизни стал самым известным и читаемым монахом-писателем со времен Реформации. Его объемистую автобиографию "Семиярусная гора", которую он с благословения настоятеля написал спустя несколько лет после прихода в монастырь, не без основания сравнивают с "Исповедью" блаженного Августина. Эта книга многих обратила ко Христу; ее перевели на 16 языков, включая японский, но, к сожалению, ее пока нет на русском.
Один из биографов Мертона называл его гражданином мира, светильником, светящим из тьмы молчания, homo universalis, человеком, который по Промыслу Божиему говорил не только для своего времени, но на все времена и для всех людей, человеком масштаба Франциска Ассизского.
Обстоятельства жизни Мертона, казалось, вели его к уединению. Он осиротел в 15 лет и спустя недолгое время потерял всех своих ближайших и любимых родственников. Но свое призвание он нашел не сразу. Загоравшиеся было в юности искры веры скоро гасли, и он очнулся только тогда, когда зашел в полный тупик. Обращение ко Христу переменило все в его жизни и в нем самом. Он слышал в своем сердце новый голос, настойчиво твердивший "оставь все и следуй за Мной", но окончательный выбор дался ему нелегко. Наконец 27 лет от роду 10 декабря 1941 года он поступил в самый строгий из католических монастырей, траппистский монастырь Девы Марии Гефсиманской, расположенный в американском штате Кентукки. Там он, будучи пострижен как брат Людовик, принес монашеские обеты, и обет оседлости в том числе. Он и не покидал своего монастыря до 1968 г. К тому времени он уже два года жил отшельником. Его первая большая отлучка оказалась последней: он погиб от ожогов на монашеской конференции в Бангкоке 10 декабря 1968 года, прожив монахом ровно столько же, сколько прожил в миру - 27 лет.
Томас Мертон шел в монастырь не в поисках "мира и безопасности", а для того, чтобы быть с Богом. Он, как настоящий монах во все времена, поступал по слову Христа "иди, продай имение твое и отдай нищим ┘ и приходи, следуй за Мной" (Мф. 19:12). Мертон и в самом деле был довольно состоятельным, но, готовясь к постригу, все раздал и остался нищим до конца своих дней, хотя его книги приносили монастырю огромную прибыль. Стремясь полностью обновиться в Боге, он жертвовал всем, в том числе и своим писательским даром, и не был посрамлен. Бог вернул ему его дар очищенным от тщеславия. Его книги, многие из которых сразу же по выходе в свет стали своего рода духовной классикой, нашли путь к сердцам многих во всем мире. Тайну их успеха Мертон приоткрыл в одном из предисловий к своей автобиографии: "Итак, досточтимый читатель, в этой повести я говорю с тобой не как рассказчик, не как философ, не как друг, - я говорю в каком-то смысле как твое "я". ┘ прислушайся - вдруг за моими словами ты расслышишь кого-то еще. Уже не меня, а Того, Кто живет и говорит в нас обоих".
К достигшему зрелости в монашестве и духовной жизни Мертону вполне приложимы слова апостола Павла: "Будучи свободен от всех, я всем себя поработил ┘ Для всех я сделался всем, чтобы спасти во что бы то ни стало некоторых. И все я делаю для Евангелия, чтобы стать соучастником его" (1 Кор. 9:19, 22, 23). Свободный от мира, который он покинул, уходя в монастырь, Мертон глубоко сострадал ему, молился за него, пытался духовно изменить. Ему были узки рамки монашества как института и рамки католичества как конфессии, но только не рамки христианства, как некоторые пытаются это представить. Он много сделал для межконфессионального и межкультурного диалога во времена, когда о нем мало кто помышлял.
"Живущий в премудрости" - первая в России серьезная публикация, связанная с именем Томаса Мертона. До этого были напечатаны только несколько его эссе о духовной жизни, переписка в Борисом Пастернаком и Д. Т. Судзуки. Автор книги - известный писатель, публицист, проповедник, секретарь Православного братства мира, православный христианин Джим Форест. В свое время он обратился к Богу отчасти под влиянием "Семиярусной горы", долгие годы переписывался с Мертоном, навещал его в монастыре, считая его своим духовным наставником.
Книга написана очень живо, с большой любовью и не предвзято. Она не перегружена, как некоторые другие биографии Мертона, авторскими размышлениями и домыслами по поводу того, как жилось образованному, одаренному писательским талантом молодому человеку в монастыре с суровыми средневековыми порядками.
Стоит ли читать "Живущий в премудрости"? Ответить на этот вопрос, все равно что ответить на вопрос: "стоит ли знакомиться с человеком по имени Томас Мертон"? По всей видимости, стоит, поскольку многие уже обрели в этом человеке друга, собеседника, учителя духовности, молитвы и безмолвного предстояния Богу, образ преданности Христу, открытости и послушания воле Божией, свидетеля милующей любви Отца, многие узнали себя в его духовных и жизненных исканиях и перипетиях.
Православному читателю будет интересно узнать, что Томас Мертон, как мало кто другой в его, а может быть, и в наше время был близок к традиции неразделенной Церкви, очень любил и прекрасно знал православие, в том числе и русское.