Церковь. Выпуск 3. Старообрядческий церковно-общественный журнал. - М., 2000.
Среди моря сегодняшней российской прессы крайне мало изданий, напрямую ведущих родословную от газет и журналов досоветских времен. Слишком уж сильным был разрыв октября 1917-го: даже после ухода с властного Олимпа наследников "дела революции" оказалось, что "практичнее и проще" основывать новые издания, чем отыскивать потерянные во тьме семидесятипятилетнего забвенья нити традиций прессы Серебряного века. Но из этого общего для наших дней правила есть исключения, и одним из них является старообрядческий журнал "Церковь", издание с непростой исторической судьбой.
Впервые оно увидело свет в 1908 г., вскоре после первого в нашей истории провозглашения "веротерпимости". Старообрядцы, дотоле в течение более чем двух веков с различной степенью жестокости притеснявшиеся, получили тогда возможность не только открыто совершать богослужения и строить новые храмы, но и через журналы и газеты доносить до людей свои взгляды на православие и судьбы России. Дореволюционная "Церковь" была еженедельником, выпускавшимся на средства знаменитых промышленников-старообрядцев Рябушинских. Даже располагалась редакция в их конторе на Биржевой площади тогдашнего московского "Сити" - Китай-города. Эти обстоятельства, а еще больше само содержание старых журналов "Церковь" свидетельствуют о наличии у предпринимателей-староверов начала века концепции развития России на основе сочетания преданности исконной вере отцов с активным участием в мировой конкуренции технологий и капиталов.
Однако сей "выход в народ" староверческих церковно-общественных идей, увы, не смог изменить общего направления нашей истории. Очень скоро революционные вихри, казалось, навсегда уничтожили не только национально ориентированных предпринимателей с их верой, социальной идеологией, а также печатным органом, но и всю старую Россию. Но так всего лишь казалось, потому что, несмотря на новые жесточайшие репрессии, Старообрядческая Церковь выжила. А пожелтевшие подшивки "Церкви", тщательно сохранявшиеся в семьях уцелевших древлеправославных, стали одной из основ этого выживания. Как яркие памятники свободы и величия старообрядцев они в самые беспросветно-атеистические годы поддерживали духовное самосознание и надежду на грядущее возрождение.
Времена изменились, воссоздание порушенного стало реальной возможностью. И уже в 1990-м под обложкой журнала "Родина" вышел первый (точнее, нулевой) номер "Церкви". Однако духовно-интеллектуальные возможности современных старообрядцев, увы, не получили адекватного материального обеспечения. Ведь возрождения старообрядческого предпринимательства, как известно, не произошло. В тяжелых условиях первых лет рыночных реформ смогли увидеть свет лишь еще два выпуска "Церкви", последний - в 1992-м. Истекшие с тех пор восемь лет были ознаменованы появлением относительно большого числа иных старообрядческих изданий, в частности и периодических, но продолжение выхода "Церкви" многими считалось делом уже абсолютно нереальным.
Во второй половине минувшего октября третий выпуск возрожденной "Церкви" все-таки вышел. И по внешнему оформлению, и по внутреннему содержанию он представляет из себя солидное (почти сто страниц), богато и качественно иллюстрированное аналогическое издание. Причем среди авторов не только и не столько старообрядцы. На страницах журнала история и современность древлеправославия (уточним, белокриницкого согласия) освещается в основном симпатизирующими старообрядчеству журналистами-интеллектуалами, которых авторы дореволюционной "Церкви", пожалуй, назвали бы "внешними писателями". Впрочем, хорошо известно, что со стороны виднее, и поэтому работы эти приобретают для читателя особое значение, как наблюдения своего рода независимых исследователей.
Среди данных материалов выделяется интервью митрополита Алимпия, взятое Максимом Безвершенко. Пожалуй, впервые предстоятель "белокриницких" России предстает здесь максимально близким к реальному, повседневному своему облику, обусловленному народно-старообрядческим происхождением и воспитанием владыки. Весьма ярки и иллюстративны рассказы митрополита о детстве в большой трудовой семье, испытаниях, пережитых им и его родственниками в советские годы в связи со стремлением сохранять верность Церкви Христовой. Как ценные исторические свидетельства могут рассматриваться части интервью, посвященные духовным наставникам будущего святителя - старообрядческим священнослужителям Поволжья 30-60-х годов, многие из которых были возведены в сан еще до революции.
По силе оказываемого впечатления с материалом о жизни митрополита сопоставима статья известного журналиста Владимира Долматова "Сибирские робинзоны". Здесь рассказывается о последней жительнице старообрядческой островной деревеньки, затерявшейся на просторах Васюганских болот - одного из самых мрачных мест Сибири. Материал исполнен и боли от трагизма описываемых событий, и восхищения мужеством, трудолюбием, великодушной простотой отшельницы, "наследницы по прямой" древнерусской традиции пустынничества.
Наряду со столь личностными темами новый номер "Церкви" содержит богословские материалы: статью известного дореволюционного старообрядческого епископа Михаила (Семенова) "О вере и неверии" и очерки по истории Церкви, среди которых впервые публикуемыми архивными документами выделяется статья Михаила Дзюбенко и священника Леонтия Пименова "Учреждение Митрополии в Москве". Есть здесь и обзор прессы ("Старая вера в новой России"), автор которого скрылся за инициалами "А.С.". Будучи в целом серьезной аналитической разработкой, этот материал, к сожалению, оказался несвободен от досадной неточности. Говоря о возражениях старообрядцев против нового российского Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", автор почему-то утверждает, что староверы недовольны имеющимся в законе положением о 15-летнем испытательном сроке для регистрации новых религиозных организаций. Между тем серьезно занимающемуся данной темой, казалось бы, должно быть известно, что Старообрядческая Церковь протестовала против совсем других положений нового закона.
Завершает журнал интервью с трагически погибшим недавно писателем Дмитрием Балашовым, которое вполне можно рассматривать как завещание одного из ярчайших современных авторов, вдохновленных "дониконовскими" веками истории Отечества. И хотя здесь ни разу не произносится слово "старообрядчество", материал выглядит абсолютно органичным. Ведь свою задачу редакция возрожденной "Церкви" видит в освоении "общего для всех русских наследия Древней Руси" с целью "духовного выздоровления России" (цитаты из преамбулы "Содержания" номера).
Остается надеяться, что главный редактор Александр Антонов, а также его сотрудники и единомышленники будут и впредь сохранять это высокое стремление, искони присущее истинным наследникам древлего благочестия.