Константин Поляков, Ахмят Хасянов. Палестинское движение сопротивления в период интифады: проблемы и противоречия. - М.: Международная общественная организация Центр стратегических и политических исследований, 2000. 120 с.
Выход в свет книги кандидатов исторических наук Константина Полякова и Ахмята Хасянова можно рассматривать как весьма своевременное и знаменательное событие. Это тем более важно в связи с тем, что в последние годы российскому обществу искусственно навязывался определенный стереотип мышления. С одной стороны, он строился на полном игнорировании важности процессов и явлений общественно-политической и социально-экономической жизни стран "третьего мира" для обновляющейся России, ищущей свое место в современной геополитике. С другой стороны, этот стереотип мышления гипертрофированно преувеличивал угрозу, которая сводилась к прямолинейному восприятию действия так называемого "исламского фактора". В этих обстоятельствах упомянутый труд российских историков-востоковедов делает попытку, и как представляется весьма успешную, по преодолению тех негативных тенденций, которые во многом превратились в препятствие на пути взаимопонимания и налаживания принципиально новых отношений между Российской Федерацией и отнесенным некоторыми политиками на периферию сегодняшней истории развивающимся миром, прежде всего исламским.
Авторы книги избегают следования устоявшимся и далеко не всегда бесспорным истинам, избрав для себя путь глубокого научного анализа, который не терпит сиюминутной политической конъюнктуры. Они прослеживают предпосылки и условия возникновения, становления и развития невооруженного восстания палестинцев на оккупированных Израилем арабских территориях на рубеже 80-90-х годов XX века. При этом весьма интересной кажется трактовка исследователей выхода на политическую арену в Палестине новой силы - Движения исламского сопротивления (ХАМАС). Не игнорируя, более того, акцентируя внимание читателей на глубоких социальных, политических и идеологических корнях усиления религиозных настроений в палестинском обществе в последние два десятилетия, авторы весьма тонко подмечают, что ХАМАС как историческое явление носит явно выраженный протестный характер, а его взлет стал возможным в условиях глубокого кризиса светских доктрин борьбы за освобождение и создание независимого палестинского государства, который проявился в резком размежевании сил в недрах раздираемой противоречиями ООП.
С уверенностью можно заявить, что данное исследование, посвященное не столь уж давним событиям на Ближнем Востоке, будет интересным не только специалистам, профессионально занимающимся проблемами арабского мира. Оно также будет полезным всем читателям, грозящимся самостоятельно разобраться в происходящих там процессах, основываясь не на устоявшихся стереотипах, но на взвешенном подходе к оценке всего комплекса факторов, действующих в ближневосточном регионе, включая пресловутую "исламскую угрозу".