Община ХХI век. Православное обозрение. # 1, август, 2000 г.
Известный журналист, один из основателей христианской демократии в России, организатор единственного в стране приюта, где находят спасение вовлеченные в проституцию дети, мученик совести, отсидевший без малого 9 лет в лагерях 80-х годов за организацию христианского семинара и издание журнала "Община", Александр Огородников остается верен себе.
Вышел в свет первый номер газеты, главным редактором которой он является, с тем самым историческим названием, фигурирующим в его деле 20-летней давности. Оговоримся сразу: в газете масса недочетов, слабый дизайн, опечатки, огрехи, непродуманность концепции, множество негазетных и "опоздавших" материалов. Все так. Однако открывающая номер статья Огородникова обращает на себя внимание внятностью и четкостью позиции.
С редкой сухостью автор подводит итоги 10 годам свободы, называя результаты: криминализация государства, крах биполярного мира, обнищание народа, перерождение партноменклатуры в "новую касту", установление "сумеречной демократии", кризис культуры и образования, отчаяние - как суммарный знаменатель времени.
Огородников напоминает, что после 17-го года Церковь в России "потерпела историческое поражение в противостоянии "черному штурму небес". Внешнее поражение, поскольку мученичество открытых гонений противостояло массовому вектору времени.
Мало кто в современной России дерзает жестоко напомнить, что мы, нынешние жители страны России, наследовали и тем, кто мучил, и тем, кто мучения претерпел. "Выстояло только одно тихое мужество веры. И вера, которую многие оценивали, как ПРОСТО БЛАГОЧЕСТИВУЮ ТРАДИЦИЮ, в страшных испытаниях оказалась крепче и жизнеспособнее всего". Именно в такой форме, в форме благочестивой традиции, веру БЕЗОПАСНО возрождать. Именно в такой форме она приемлема для большинства.
На фоне статистического церковного возрождения, отмечает Огородников, "это десятилетие можно назвать крахом инициативы мирян". Поражение упований он прослеживает по следующим направлениям.
Отложен Поместный Собор.
"Внутри Церкви тлеет напряжение, связанное с двумя различными подходами к традиции Церкви и миссии Церкви в современном мире".
"Не осмыслен и не включен в христианское сознание трагический опыт Церкви" советского времени.
Не завершена и не истолкована "дискуссия о сергианстве".
Не освоен опыт русской диаспоры.
Роль священника в приходской жизни не приведена в соответствие с апостольской традицией. Насаждение практики монастырского послушания как общецерковной нормы.
Неучастие мирян в церковной жизни: "они - стадо, но подчас не Христа-Спасителя, а настоятеля".
Огородников задает вопрос: не приведет ли восстановление дореволюционных форм церковной жизни к восстановлению тех причин, которые породили исторический крах православия? Не являемся ли мы участниками сакрализации советского опыта Церкви? Не подготовляем ли мы Церковь к превращению в теплохладный институт индифферентного политкорректного мира?
Огородников отмечает, что одним из проигранных участков является отношение к молодежи - ею никто не занимается в РПЦ, и никто не готов ею всерьез заниматься, поскольку даже традиций таких у нас не существует. Церковь, все более превращаясь в музейно-этнографический экспонат, способна предлагать лишь некий суррогат духовности, уступающий по многим параметрам предложениям оперативно реагирующих протестантских, оккультных и прочих сообществ.
"Со страниц российской прессы встает угрюмо-озлобленный, консервативно-фундаменталистский, лицемерно-вороватый образ Церкви, боящейся всего нового и стремящейся под тяжелой государственной рукой спрятаться от нужд страны".
Огородников затрагивает и еще один вопрос, о котором знают все, но никто не говорит. "Государство пропагандирует и исповедует социальный дарвинизм. В нашем обществе культивируется презрительное отношение к бедным как к неудачникам, заслужившим пренебрежение более удачливых. Быть бедным в современной России позорно. Если ты беден, значит, ты не сумел адаптироваться к радикальным реформам. Как Церковь отвечает на вызов новой бедности? Как отвечает Церковь на вызов нищеты и унижения?"
(Напомним, что Огородников долгие годы содержал бесплатную столовую для бездомных, пока у него не отобрали помещение.)
"Мы сейчас можем говорить не только о новых русских, но и новых бедных. Поскольку эта бедность - новое явление для России".
Главный редактор газеты "Община ХХI век" считает главной целью создания новой газеты - дать голос молчащему контингенту мирян, вывести Церковь из маргинальной ниши, служить соборному объединению тех, кто ощущает разделенность как русскую трагедию.