Александр Панкратов. От востока направо. История, культура, современные вопросы старообрядчества. - М., 2000, 230 стр.
На обложке книги русский деревенский пейзаж: зимнее село с церковью псковско-новгородской архитектуры в центре. Тема храма, Церкви, явленной в истории, - ключевая в работе одного из современных апологетов староверия Александра Панкратова. "От востока направо" - так называется сборник его статей, посвященный истории, культуре и современным вопросам старообрядчества. Заглавие выбрано не случайно: одной из своих издревле сберегаемых святынь староверы считают направление крестного хода "посолонь", "вслед за Солнцем-Христом". Значение этого издания, призванного достойно репрезентировать самое многочисленное и влиятельное "белокриницкое" согласие, наиболее рельефно видится в контексте развития диалога старообрядчества с "миром".
Только в начале ХХ столетия старообрядчество перестало восприниматься "внешними" в качестве курьезного рудимента и было признано одним из значительнейших явлений новой русской истории. Впоследствии трагедию раскола заново переосмыслит русское зарубежье - от эмигрантов первой волны до Александра Солженицына. Однако публицистические, рассчитанные на того же "внешнего" читателя, работы самих старообрядцев можно пересчитать по пальцам одной руки.
Из последних опытов в этом направлении книга Александра Панкратова представляет особый интерес, ибо одновременно с объемной картиной жизни Русской Православной Старообрядческой Церкви она предлагает читателю удачный пример сочетания апологетической и научной выверенности. Очевидно, соединить два начала автору помогают его образование (Московское художественное училище памяти 1905 года и Российский государственный гуманитарный университет) и служение в Церкви: Александр Владимирович заведовал архивом и книгохранилищем Московской старообрядческой митрополии, служил уставщиком в ряде храмов, в настоящее время он сотрудник Киевской старообрядческой епархии.
Для христиан живое значение имеют слова апостола: "Будьте всегда готовы дать ответ всякому, требующему отчета в вашем уповании" (1 Петр. 3, 15). Свой ответ автор дает языком современного гуманитарного знания, так что его книга способна разочаровать ищущих в старообрядчестве "милого архаического обскурантизма". Пожалуй, староверческая специфика в очерках и статьях Панкратова резко бросается в глаза лишь в одном случае - в детальном описании любых сюжетов, связанных с церковным пением (не всегда понятных читателю, далекому от старообрядческой церковности).
В целом же сборник "От востока направо" можно назвать вариантом летописи современного старообрядчества, радостей и трудностей его нынешнего духовного возрождения. И как многие средневековые хроники не состояли из одних только дат и сухих описаний событий, включая историософское введение и полемику с ересями и наброски житий святых, так и книге Александра Панкратова свойственно тематическое многообразие.
Первый ее раздел посвящен историческому аспекту старообрядчества. В него вошли статьи, написанные для церковных календарей и светской периодики 90-х годов. Их основные сюжеты - 150-летие Белокриницкой иерархии и Первый всемирный собор Старообрядческой Церкви (7-14 ноября 1996 г.), освящение новых храмов (Москва, Ярославль, село Большое Мурашкино близ родины Аввакума, уральский поселок Шамары), совещания духовенства, пастырские поездки главы белокриницких старообрядцев Митрополита Алимпия...
Весьма ценными как с духовной, так и с религиоведческой точки зрения являются обстоятельно подготовленные "материалы к прославлению святых Старообрядческой Церкви Христовой". Житийные очерки об архиепископе Антонии (Шутове), об исповедниках староверия архиепископе Аркадии Славском и епископе Кононе Новозыбковском призваны опровергнуть миф об "оскудении" благодатного дара святости в старообрядчестве. В небольшой заметке об архиерейских трудах выдающегося старообрядческого писателя-полемиста начала ХХ века епископа Уральского Арсения рисуется образ просвещенного и деятельного владыки, своего рода идеал архипастыря, который, увы, и сегодня остается недостижимым.
Вторая, культурологическая, часть книги содержит два оригинальных исследования: о взаимосвязи чина освящения церкви (в дониконовской редакции) с древними архитектурой и искусством, а также о христианской хронологии или, точнее, философии времени. К данным очеркам примыкает искусствоведческое описание "храма-музея" начала XX века в селе Устьяново (именно его фото вынесено на обложку).
В этом разделе Александр Панкратов, быть может, сам того не желая, на конкретном материале показывает основную дихотомию образа церкви в старообрядческой традиции. С одной стороны, храм освящает целый видимый мир символом Креста; он сам есть подобие всего мироздания и одновременно несет в себе "знаменование горних небес". С другой - старообрядческая церковь - "храм-музей", уютный и огражденный от "внешнего" мира. Он как бы особый "намоленный космос", "всесветлое небо", распахнутое на землю, и последняя земная твердыня против наползающей скверны отступничества.
Третья заключительная часть книги посвящена конкретным аспектам современной жизни староверческих общин России и Украины, а также полемике с нынешними "ультрановообрядцами". Хотя автор не скрывает финансовых, да и организационно-кадровых трудностей, переживаемых его Церковью, после прочтения книги остается впечатление, что интеллектуальная "нехватка кислорода" от стеснений советского времени уже начала превозмогаться и в среде приверженцев древнейшего "извода" православия.