Сергей Бабкин. Движения политического ислама в Северной Африке. - М.: Ин-т изучения Израиля и Ближнего Востока, 2000, 336 стр.
Проблема ислама, особенно в его политическом преломлении, не дает покоя многим исследователям и часто является предметом острых научных споров. При этом ее актуальность не только не снижается с годами, но постоянно возрастает, затрагивая все новые и новые вопросы. Одним из таких вопросов, требующих своего осмысления и изучения, стало многоликое явление использования ислама в деятельности движений, преследующих политические цели. В связи с этим вышедшая в свет монография Сергея Бабкина вызывает большой интерес.
Однако знакомство с предлагаемой книгой порождает двойственное чувство, которым я хочу поделиться с читателем. В качестве бесспорного достоинства этого исследования нужно указать на колоссальный объем фактического материала, собранного и обработанного автором. Этот кропотливый труд не может не вызывать уважения. Несомненно, он будет по достоинству оценен учеными и специалистами, занимающимися данной проблематикой. Вместе с тем, читая данную монографию, ловишь себя на мысли, что такое обилие событийной информации и этот парадокс знаком большинству исследователей, идет во вред процессу ее аналитической обработки, систематизации и классификации. Автор как бы "тонет" в потоке событий. Вероятно, это обстоятельство в немалой степени стало причиной того, что по большей части работа носит описательный характер.
Некоторое удивление вызывает сужение исследователем круга используемой научной литературы. Он сконцентрировал свое основное, если не сказать - абсолютное, внимание на трудах зарубежных авторов. Знание и свободное оперирование концепциями и идеями, выдвигаемыми представителями европейской, американской и арабской востоковедческой науки, делает честь любому отечественному ученому. Более того, такой подход к отбору необходимой научной литературы является неотъемлемым правом исследователя. Однако в данном случае было бы желательно, чтобы автор монографии хотя бы оговорил этот вопрос, так как за рамками его приоритетов были оставлены практически все труды советских, а впоследствии российских востоковедов. Это тем более важно в связи с тем, что применяемые в монографии дефиниции различных понятий ("политический ислам", "исламизм", "исламский фундаментализм", "интегризм" и пр.) порой не всегда отличаются четкостью и выверенностью. Не будет ошибкой предположить, что обращение автора к работам современных российских исламоведов позволило бы в значительной степени преодолеть этот недостаток и не допускать явных противоречий. Так, на с. 238 говорится, что ваххабиты "выступают за восстановление первозданной чистоты ислама, искаженной, по их взглядам, шиитами и суннитами". Однако уже на с. 250, когда речь заходит об Усаме бен Ладене, "яром стороннике "чистого ислама" - ваххабизма", заявляется "о нарождавшейся суннитской по характеру организации Усамы бен Ладена".
Кроме того, весьма спорным представляется вывод, к которому невольно подталкивает знакомство с монографией, о том, что весь земной шар как бы опутан паутиной исламистских организаций экстремистского толка. При этом автор выступает с позиций отстаивания тезиса о глобализации угрозы исламизма и "джихаде планетарного масштаба" (с. 262). Именно в этом контексте он исследует деятельность "Зеленого интернационала" и прочих международных организаций, руководствующихся в своей практике идеями радикального политического ислама. Можно предположить, что автор в данном случае загоняет себя в рамки определенных журналистских штампов. Вероятно, этим же можно объяснить упорную фокусировку внимания на трех центрах международного исламизма (Судан, Афганистан и Иран) и деятельности "фантомного террориста" бен Ладена. При этом автор настойчиво подталкивает к мысли об отсутствии принципиального различия между "умеренными" и радикальными исламистами. Этот тезис трудно принять в качестве бесспорной истины. Более того, как становится очевидным из исследования, ее автор выступает последовательным сторонником борьбы с исламизмом (с. 309). С такой позицией можно было бы согласиться при определенных условиях. Однако настораживает непоследовательность самого автора, призывающего к противодействию политическому исламу, а этот термин применяется им в качестве синонима для обозначения понятия "исламизм", к "налаживанию и развитию конструктивного сотрудничества с заинтересованными странами, в том числе с Израилем" (с. 310). Но означает ли этот призыв то, что "политический ислам" опаснее "политического иудаизма" (ультраортодоксов)? Если ответ положительный, то каковы критерии такой дифференциации?
Наконец, не будет лишним упомянуть как минимум о двух недостатках пятой главы, касающейся освещения проблемы исламизма современными зарубежными исследователями, в конце монографии. Было бы более логичным расположить ее в начале книги, когда речь идет о постановке вопроса. Во-вторых, необходимо указать, что в некоторых частях работы имеются дословные повторы целых абзацев текста (стр. 12 и 36; 14 и 36; 256 и 308; 258 и 262; 259 и 309), что недопустимо для столь серьезного исследования.
Тем не менее было бы неоправданным полагать, что все высказанные и невысказанные замечания в отношении данной монографии в какой-то степени принижают значение проведенного исследования. Более того, книга будет интересна и полезна не только для специалистов, но найдет своего благодарного читателя среди всех, кто искренне интересуется проблемами ислама и политики в мусульманских странах.