Вера Абраменкова. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в игровой цивилизации. - М.: Даниловский благовестник, 1999, 144 с.
Сотрудник Российской академии образования Вера Абраменкова провела психологический эксперимент, в котором участвовали более ста московских детей разного возраста. Ребятам предложили игровую ситуацию: каждый из них в одиночку оказывается вдруг на необитаемом острове, где полно еды, фруктов, а также симпатичных и добрых зверей. Еще там есть рация, по которой можно запросить то, чего в данный момент больше всего не хватает: одного из родителей, сверстника, игрушку, телевизор, компьютер, видеомагнитофон и т.п. Рация включается в строго определенное время - через час после появления на острове, потом на следующий день, через неделю, месяц и, наконец, через год. Причем заказать в каждый сеанс связи ребенок может что-то одно - получить зараз маму и мороженое невозможно.
Результаты опроса впечатляют. Для самых юных робинзонов предметом первейшей (через час!) необходимости оказался компьютер: его захотели иметь 37% мальчиков и 50% девочек семи лет. Настоятельная потребность в папах и мамах у мальчиков этого возраста проявляется через день и неделю после начала робинзонады, конкурируя с нуждой в телевизоре и "видаке" - родителям и достижениям прогресса достается по 25% соответствующих радиозаказов. А вот семилетним девочкам мама нужна больше (33% запросов через день после начала островной жизни), о папе то же число девочек вспомнит только через год.
Вывод психолога - интересы и ценностные установки наших детей на глазах меняются, это подтверждает сопоставление ответов самых маленьких участников опроса и респондентов постарше. Вчерашние детские развлечения отступают на второй план, место игрушек и традиционных игр занимает Экран - продукт технократической цивилизации, вместилище и конструктор новой виртуальной реальности, опасной уже тем, что способна полностью отвлечь часть детей от реальности настоящей.
Эта книга, основанная на результатах научных исследований, написана просто и ясно. Основные темы и пафос публикации вполне определяются ее названием и характером издательства - книга выпущена по благословению Святейшего Патриарха Алексия и предваряется предисловием, озаглавленным весьма красноречиво: "Не проиграть свое спасение!" Написано предисловие протоиереем Владиславом Свешниковым, в прошлом киноведом. Выводы автора подкрепляются текстами еще двух священников, озабоченных теми же проблемами.
Автор подчеркивает игровой стиль современной цивилизации - биржевые игры как регулятор макроэкономики, миллионы людей, занятых в индустрии развлечений. Все так, но что-то подобное, кажется, случалось и раньше - люди европейского Средневековья развлекали себя, например, куртуазной любовью и рыцарскими турнирами, если не было настоящей войны либо холеры.
Конечно, в наши дни пространство Игры неизмеримо расширилось, включая и мир детской игры. И здесь оценки автора предельно жестки. Кукла Барби с ее пышными формами и гардеробами - секс-символ общества потребления, "Монополька" поощряет страсть к наживе, и что же сказать о пресловутом Тамагочи - электронном суррогате живого существа! Игрушки становятся все более безобразными или ужасными, групповые игры исчезают либо перестают быть радостными, специалисты проводят параллель между компьютерной игроманией и наркотической зависимостью.
А чем заполнена, кем заселена та виртуальная реальность, которую открывает ребенку вездесущий Экран? Массовые зарубежные фильмы, клипы и видеоигры внедряют в его сознание образы вампира и супермена, несокрушимого робота или иррационально злобного маньяка. Так создается экранный новый мир, для которого все более характерен страшный носитель абсолютного зла - от него не спастись ни крестным знамением, ни приемами восточных единоборств. Правда, в других отсеках "кромешного мира видеоигр" гнездится какой-нибудь снисходительный, поощряющий разрушительные инстинкты ребенка Князь. Или еще более добродушное существо - то самое, которое украшает рожками головки детей и поп-звезд и курирует веселый заморский праздник Хэллоуин.
Тут квалифицированный исследователь отстраняет на время свой инструментарий и вступает в те врата, которые не преступить пагубным силам. Следуют ссылки на отцов Церкви, описание игрушек и благотворных игр, проверенных и укорененных в народной традиции. Рецепты хороши, но больше для младшего возраста, те, кто постарше, все равно припадут в наступающем веке к микрософту с Интернетом.
Психолог Вера Абраменкова предвидит "глобальные изменения самого психотипа человека", связанные с подавляющим наши чувства воздействием техногенной среды ближайшего будущего, того же всеохватного Экрана. В этом прогнозе она не одинока - нечто подобное предсказал недавно перед американским конгрессом великий парализованный астрофизик Стивен Хоукинг. Но, считает автор, эта психическая мутация коснется не всех, одухотворенные верой могут ее избегнуть.
Налицо серьезная коллизия, не слишком-то совместимая с привычными схемами прогресса. Технократическая цивилизация рвется в неведомое, опасное будущее, на глазах преобразует всю среду нашего обитания, в том числе и виртуальную. Попутно изменяет самого человека, влияя прежде всего на самых юных, слабых, незащищенных. О страшных мутациях детской психики нам иногда сообщает тот же Экран.
Для православной христианки Веры Абраменковой и священников, фактических соавторов книги, деградация одержимой цивилизацией личности закономерна и предсказана. Сроки Апокалипсиса от верующего скрыты, но приметы его приближения очевидны. А вот для преобладающей далекой от Церкви части граждан это мистическое событие куда менее реально, чем чисто внешние, материальные причины возможного конца истории.
Получается, для одних, неверующих и маловеров, конца света, гибели, иногда даже самого Зла будто не существует. А для других - все это реальность, которая проявлена, отпечатана в мире, в том числе и в духовном мире наших детей. Как оградить их от губительных издержек прогресса? Возможно, предупреждения и советы автора этой книжки будут наиболее интересны и полезны именно неверующим.