Петербургское язычество. Новые религии и новые мифы. - СПб.: Изд-во "Апостольский город", 1999.
КАЖДЫЕ две недели в США (главным образом в Калифорнии) появляется новая религия. Трудно сказать, приблизимся ли мы когда-либо к этому достижению, достойному Книги рекордов Гиннесса, но только слепой не замечает обилия новых религиозных движений, которые проникают в Россию либо же рождаются в ней самой.
Реагировать на эту ситуацию можно по-разному. Например, отвернуться с презрительными словами: "накипь...", "недолговечное...", "суетное..." или же обрушиться на новые религиозные движения с обвинениями, спектр которых окажется весьма широким: от необразованности или излишнего умствования их адептов до нечистоплотности основателей этих течений или же прямой их ангажированности темными силами.
Однако и в случае горделивого пренебрежения, и в случае яростных обвинений вместе с водой выплескивается дитя. Нельзя закрывать глаза на массовый характер появления новых религиозных движений, на устойчивый интерес к ним в определенной части общества. Интерес к новым религиям - одно из проявлений смены духовной ситуации на пороге нового тысячелетия и в мире, и в России. Стремление не обращать на это внимания означает выбор нами "позиции страуса".
Маленькая книга, изданная маленьким же тиражом - "Петербургское язычество. Новые религии и новые мифы", - пример совершенно другого отношения, требующего, правда, куда больших усилий ума и сердца. Авторами предпринята попытка первого описания неоязыческих движений в Санкт-Петербурге. Среди немалого числа такого рода организаций были отобраны семь: "Схорон еж словен", "Гремландия", венеды, индеанисты, "Тезаурус", розенкрейцеры и "Брахма Кумарис". Некоторые движения "новы" лишь для России (да и то в случае розенкрейцеров лишь относительно новы). Другие же возникли в Петербурге, и произошло это совсем недавно. Их адептами являются представители самых разных интеллектуальных и социальных слоев, так что при всей вольности выбора объектов исследования получился неплохой эскиз идейной ситуации в неоязычестве Петербурга.
Книга написана студентами (и выпускниками) трех петербургских вузов: Санкт-Петербургского государственного университета, Российского государственного педагогического университета и Русского христианского гуманитарного института. Они объединены в клуб под названием "Профессор Паганель". Не сомневаюсь, что при выборе названия не обошлось без участия Александра Владимировича Щипкова - журналиста, исследователя новых религиозных движений, являющегося руководителем этого проекта. Название забавное и дающее право на ошибку. Как известно, профессор Паганель ошибался, причем из самых лучших побуждений. "Искушенный" читатель наверняка заметит в опубликованных очерках ошибки - от излишнего доверия к рассказчикам (которые, вроде бы открываясь, на самом деле могут скрывать свою догматику) до "додумывания" за них каких-то оставшихся в тени сторон учения.
Однако лично для меня было значительно важнее другое: умение не переступить исчезающе тонкую грань между научным выводом и идеологическим клише. Ребята, подготовившие эту книгу, размышляют, а не осуждают. Они ищут, а не поучают. Собственно, способность к такому умонастроению и называется чувством вкуса. Причем осторожность в оценках совсем не означает, что книга не содержит в себе принципиально новую информацию, заставляющую по-новому взглянуть на мифы, созданные в последнее десятилетие в нашем сознании (см. хотя бы очерк о "Гремландии").
Важно не пропустить эту книгу, прощая авторам их ученичество. В конце концов, они делают ту работу, которой отчего-то не утруждают себя более маститые и опытные мужи. Быть может, множество новых движений, называющих себя религиозными, исчезнет через пару десятилетий, оставив после себя лишь скудные социологические данные. Но история имеет склонность поступать вопреки человеческой логике и в случае глобальных изменений, связанных с наступлением информационного общества, определять внутренние установки человека вполне могут как раз локальные религиозные (и псевдорелигиозные) организации. Большинство движений, описанных в рецензируемой книге, являются предвестниками таковых. Через двадцать лет уже поздно будет организовывать исследовательские институты для изучения "новых религиозных движений". (Вполне возможно, что это они когда-нибудь станут изучать секту "ученых-религиоведов"). Нужно делать это сейчас, и хочется поблагодарить студентов за их попытку.
Думаю, эта небольшая книга будет интересна не только ученым, занимающимся современными религиозными движениями, или государственным мужам, отвечающим за религиозную политику, но и любому человеку, который хочет понять общество, в котором живет.