Сириель Однер Сигштедт. Эмануэль Сведенборг: жизнь и труды. Пер. с англ. Владимира Малявина. - М.: ДИК, 1999. 400 с.
ЭТО ПЕРВОЕ развернутое жизнеописание Эмануэля Сведенборга (1688-1772), изданное в нашем отечестве, а за рубежом - последняя монография на тему. Сигштедт избегает как занудливой перечислительности, свойственной книгам, тужащимся выдержать "академический" стиль изложения, так и глуповатой восторженности, которой страдают "жития" духовных учителей, написанные их приверженцами.
Закончив чтение книги, если и не получаешь разрешения всех сомнений, возникающих от знакомства с жизнедеятельностью Сведенборга, то во всяком случае они переходят уже в иную плоскость. Начать хотя бы с того, что беспристрастный анализ трудов великого мистика (а именно на беспристрастность претендует Сигштедт, долго работавшая в архивах и впервые привлекшая к исследованию множество документов) доказывает абсолютную трезвость, даже малопонятную в некоторых ситуациях холодность его рассудка. Так, в самый разгар своих взаимоотношений с Небесной Иерархией, Сведенборг неукоснительно посещает заседания шведского риксдага (членом которого являлся) и вступает в изнурительную полемику с председателем финансового комитета бароном Норденкранцем.
Сведенборг действительно был крупным ученым и деятелем науки. По его инициативе была построена первая в Швеции обсерватория, выпущен первый научный журнал. Он изобрел планер с движущимися лопастями. Сведенборг долго убеждал Карла XII ввести в стране десятеричную систему исчисления и провести водный канал, соединяющий центр Швеции с Атлантикой. С последним король согласился, но частые войны и смена правительства помешали этому проекту. В течение 25 лет Сведенборг тянул служебную лямку в горячо любимом им Горном ведомстве. Фундаментальный доклад асессора о плавильных печах был обнаружен лишь недавно; современные металлурги очень высоко его оценили. Сказалось правило, коему Сведенборг следовал всю жизнь, - интересоваться всеми доступными технологиями и ничего не скрывать из собственных достижений.
Метафизика Сведенборга-ученого базируется на разработанной им теории механики, к которой он пришел в результате собственных открытий в кристаллографии, магнетизме и экспериментов с фосфорическим свечением. Подобно Кеплеру, Декарту и Лейбницу, Сведенборг объяснял происхождение и движение небесных тел посредством идеи гипотетических спиралей. Планеты произошли из солнечной массы; звезды располагаются вдоль оси Млечного Пути, а сами галактики складываются в мегасистемы. Натурфилософ разрабатывал законы активного и пассивного, прослеживая границу между актуальным и потенциальным движением. Автор книги кратко излагает достаточно сложное учение шведского Аристотеля о первозданной субстанции, "конечных вещах", элементарных частицах и поверхностях. Оказывается, Сведенборг выдвинул динамическое понятие о материи, показав, что энергия, из которой она состоит, может поступать изнутри. Его определение атома как поля активности (а не неделимой частицы, как считали в то время) полностью совпадает с современными воззрениями науки.
Изучение природы интересовало Сведенборга не само по себе (как немалое число его современников, склонявшихся к атеизму), а как способ познания Бога. Здесь-то многомудрый горный асессор попадал в прокрустово ложе общественного мнения: с одной стороны, ирония образованных интеллектуалов, с другой - устоявшиеся догмы протестантизма.
Поначалу он попытался выйти к высотам Богопознания, погрузившись в анатомию человека, "образа Божия" (Быт, 1:26). В поисках человеческой души Сведенборг, согласно библейской традиции, обратился к крови. "Кровь содержит в себе вещества всего мира, все вещи были сотворены для того, чтобы служить элементами крови и делать возможным ее обновление". С помощью оригинальной доктрины "степеней" (видимые прогрессии) и "серий" (подчиненные вещи, объединенные в целое) Сведенборг подразделяет кровь на три вида. Ему удалось даже предвосхитить открытие ее кислородного насыщения. Смелым новшеством было и помещение в мозг центра психической деятельности. Идея метемпсихоза представлялась Сведенборгу чуждой. Одухотворенный флюид человека (субстанциональная основа души) после освобождения "от пут и оков земного существования... никогда больше не сможет войти в земной мир посредством какой бы то ни было реинкарнации в физическом теле". Изучение колебаний в человеческом теле привели Сведенборга к созданию теории мембран. Своим учением о "круге пользы", который образован рядами внутренних органов, он вплотную приблизился к современным постулатам о железах внутренней секреции. Его правильная догадка о функциях селезенки и многие другие не были восприняты критиками XVIII века исключительно из-за своего умозрительного происхождения. Тогдашние эрудиты предпочли окрестить сведенборгианскую теорию желез "плодами воображения и глупыми пустяками".
С большим тактом и в то же время обезоруживающе просто Сигштедт открывает для читателя мир интимных переживаний своего знаменитого соотечественника. В книге излагаются не только сами откровения, полученные ученым, вступившим на стезю контактера, но и то, как эти откровения были получены. Следует постоянно учитывать, что Сведенборг исповедывал протестантизм. В его видениях начисто отсутствует экзальтация, сопровождающая визиты ангелов к лицам, сохраняющим верность римскому престолу. Пересказывая свои странные сны, встречи с душами умерших, явления ангелов, даже самого Господа, Сведенборг при всем благоговении умудрялся так отстраняться от описываемого предмета, что поневоле закрадывается сомнение, а верил ли сам рассказчик в свои истории, если они не вызывают столь естественного в подобных случаях волнения? "Я видел это "внутренними чувствами, отделенными от внешних", свидетельствует он. Ну что тут скажешь?.. Underlig (удивительный, непонятный) - называли ангелы странника между мирами. Для общения с духами Сведенборгу не требовалось запираться в отдельном кабинете, это могло произойти во время званого обеда, на прогулке в саду или на плывущем корабле, совершенно незаметно для окружающих.
К чему же сводятся откровения Сведенборга, полученные им от высших сил и изложенные в восьмитомных "Небесных тайнах", "Учении Священного Писания", "О небесах и об аде", "Апокалипсисе раскрытом" и прочих сочинениях? При анализе этих книг, а также последующей реакции со стороны официальной церкви вспоминается эпизод из романа Артура Кларка "Конец детства". Желая ускорить эволюцию человечества, прилетевшие из космоса Сверхправители передают ему аппарат, на экране которого можно созерцать все происшедшее в истории таким, каким оно было на самом деле. В том числе возникновение главнейших религий. "В несколько дней несчетные мессии рода человеческого перестали быть богами. Верования, которые долгих два тысячелетия служили опорой миллионам людей, растаяли, точно утренняя роса, в жестоком, бесстрастном свете истины. Все доброе и все злое, что они создали, разом отошло в прошлое и уже не могло тронуть ничью душу". Объявив, что созерцал лично те вещи, которые изложены в Писании прикровенно и символически, Сведенборг думал укрепить в своих современниках веру, однако многотомные описания таинственного скорее расшатывали авторитет Церкви, молчавшей об этих предметах и не пожелавшей консолидироваться с новым провидцем.
Так произошло, например, с представлениями о загробной жизни. Утверждая, что его рассказ основан на Слове Божием, а доказательством служит собственный опыт, Сведенборг практически вступил в полемику с дипломированными богословами. "Ангелы, учила официальная Церковь, - это раса небесных существ, берущих начало от Сотворения мира. Нет, говорил Сведенборг, каждый обитатель небес, а равно и ада, некогда жил на Земле. Человек воскреснет в физическом теле, утверждала Церковь. Физическое тело сгниет в земле и никогда не возродится, говорил Сведенборг. Воскреснет душа, нематериальное тело - сразу после смерти. Небесное блаженство, ожидающее спасенную душу, - вечное прославление Бога и пение псалмов, утверждала Церковь. Нет, говорил Сведенборг; там, как и здесь, у каждого свое занятие. Поклонение Богу - только одна из сторон небесной жизни, скорее отдохновение, чем занятие. Ангелы едят и пьют, работают и играют, живут в домах и собираются вместе. Они разделяются на сообщества в соответствии с занятиями и талантами┘" Входя во все большие подробности потустороннего мира, Сведенборг сводил на нет ту тонкую грань, которая лежит в теологии между уподоблением и отождествлением, а учитывая его дотошность, перекочевавшую из научных штудий в визионерские опыты, можно лишь посочувствовать тем правоверным лютеранам, на которых все это свалилось.
Столь решительное размежевание с господствующим вероучением Сведенборг оправдывал страхом за уничтожение божественной истины. Свою проповедь он рассматривал как значительное событие, способствовавшее приближению Страшного Суда: "Страшный Суд уже состоялся. Я видел его собственными глазами┘" По мнению мистика, главная ошибка толкователей Апокалипсиса состояла в том, что его события относили к всемирной истории, а не к состоянию христианской Церкви. Суд свершается не на Земле, а в духовном мире, куда попадают все, кто жил на Земле со времени ее творения. Правда, при этом Сведенборг называет и конкретную дату - начало 1757 года. Вначале Суд постиг католиков, затем мусульман и язычников. Обитатели символического Вавилона были объединены ясновидцем в "вавилонскую нацию", распространившуюся на значительной части духовного мира.
"Великая перемена... никак не скажется на внешней стороне... жизни. Государства и войны будут существовать, как и прежде. Зато будет затронут умственный мир, ибо Суд свершился в мире человеческого духа. И после этого люди смогут свободнее размышлять о вопросах веры". Духовная свобода восстановлена, и всему указано подобающее место. Однако, замечает Сведенборг, "у ангелов больше надежды на то, что новое учение примут обитатели Центральной Африки, нежели сегодняшние христиане, имея в виду людей, которые живут скорее верой, в отличие от язычников, живущих скорее добротой".
Хотя шведский мистик озвучил столь революционные тезисы, он менее всего желал превращать свои откровения в фундамент для отпочкования новой секты. Это убедительно показано Сигштедт на примере его взаимоотношений с общиной Моравских братьев. Но взгляды, изложенные Сведенборгом в "Апокалипсисе раскрытом", должны были привести либо к постепенному изменению позиции Церкви (на что надеялся сам провидец), либо к основанию самостоятельной ветви христианства (что в конце концов произошло, да и не было дивом в условиях буйно разраставшегося древа лютеранских конфессий). Конфликтные ситуации, имевшие место при его жизни, возникали больше по вине последователей в Германии, где интерес к оккультной тематике постоянно подогревался своеземными мистиками, например, крупным теософом Якобом Беме (1575-1624).
Никогда не избегавший посещения храма, перед смертью Сведенборг послал за обычным шведским пастором. Считает ли он себя грешным, спросил священник. "Конечно, покуда я влачу это греховное тело", - ответил Сведенборг почти по житию преп. Марко Фраческого, а затем был причащен свв. Даров. Он умер в им самим предсказанный день. На столе осталась лежать незавершенная рукопись: "┘призыв к людям пойти встретить Господа┘ Отныне они не должны зваться евангелистами, протестантами и еще менее лютеранами или кальвинистами, но - христианами".
Сведенборгианское мировоззрение определенным образом повлияло на официальное богословие (и протестантское, и католическое), но не слилось с главными христианскими конфессиями, а вскоре после смерти основателя выделилось в особую церковь "Нового Иерусалима" (основана в 1780-х гг. в Лондоне). В конце XIX века в Великобритании насчитывалась уже 81 община, в североамериканских штатах - 116. Наиболее известными русскими последователями Сведенборга были писатель Даль и профессор философии Московского университета Юркевич.