Жан Кальвин. Наставление в христианской вере. Тома 1-3. Пер. с франц. и англ. Научн. ред. докт. философ. наук Ю.А. Кимелев. - М.: Изд-во РГГУ, 1997, 1999.
В РОССИИ о кальвинистском, или (более современно) реформатском, направлении протестантизма известно, вообще говоря, немногим. В то же время эта конфессия является одной из ведущих в США (пресвитерианство и ряд самостоятельных реформатских церквей), в Швейцарии и Нидерландах. Ее последователи есть во многих странах мира, теперь они есть и в России (пока, правда, несколько сотен).
В начале декабря 1999 г. в доме-музее Марины Цветаевой в Москве состоялось представление издания полного русского перевода трактата Жана Кальвина "Наставление в христианской вере". Перевод сделан с французского издания 1957-1963 гг., которое не только воспроизводит последнюю версию трактата на французском языке (вышла в 1560 г. в Женеве; есть также ряд ее версий на латинском), но и является результатом глубоких текстологических и исторических исследований, проведенных в Исследовательском центре по истории религий Страсбургского университета.
Жан Кальвин (латинизированная форма французской фамилии Ковен) родился 10 июля 1509 г. в городе Нуайон (примерно в 100 км к северо-востоку от Парижа). Получил теологическое образование в Сорбонне, изучал право и греческий язык в университетах Орлеана и Буржа. Еще почти ребенком Кальвин был удостоен тонзуры, а будучи студентом Сорбонны, считался священником. В 1533 г. он отрекся от сана, т.е. вышел из Католической Церкви, хотя, конечно, то был долгий процесс умственной и религиозной эволюции его личности. В Германии уже давно разразилась буря Реформации: Мартин Лютер обнародовал "95 тезисов" в 1517 г. Жан Кальвин с энтузиазмом воспринял ее дух, порыв и идеи.
Как и Лютер, Кальвин бичевал отход Католической Церкви от основополагающих принципов христианской веры: фактическое удаление от Священного Писания (вплоть до "официального" запрета простым верующим читать Библию, который был объявлен несколько позже, но готовился еще до начала XVI в.), заботу о мирской власти и мирском богатстве, ханжество и развращенность клира всякого ранга. Гонения против "лютеранской ереси" вынудили Кальвина покинуть Париж, а затем и Францию. С 1536 г. он становится проповедником в Женеве. Но и там положение протестантов еще было непрочным, и 1538-1541 гг. Кальвин провел в изгнании в Страсбурге (тогда в Германии). После возвращения в Женеву основатель реформатского направления в протестантизме быстро завоевывает огромный авторитет, который в конце концов становится у приверженцев этого направления непререкаемым.
Над своим главным произведением, которое стало и важнейшим теологическим трактатом Реформации, Жан Кальвин работал четверть века - с 1536 по 1560 г. В нем подробно и всесторонне изложены принципы реформатской теологии - от сотворения мира до церковных правил. Еще при жизни Кальвина было издано несколько версий трактата на латинском и французском языках. Кальвин написал также множество комментариев к Ветхому и Новому Завету, полемические сочинения против "папистов" и чрезмерно радикальных протестантов.
Многое объединяет кальвинистскую реформацию с лютеровской: спасение благодатью через веру, а не по делам (в точном соответствии со словами апостола Павла) и не через Церковь; примат Святого Писания над церковным преданием (традицией) и Церковью вообще; возврат к принципам древнего устройства Церкви, отказ от католических "новаций" и "извращений". В целом же пафос протестантизма был сосредоточен на смысле христианства как религии спасения ценой искупительной жертвы Иисуса Христа.
Что же отличает учение Кальвина? Он, кстати, в весьма умеренном тоне полемизировал с Лютером и только в некоторых вопросах теологии и учения о Церкви, стараясь не подчеркивать различий их взглядов. Но все же, когда речь заходит о Кальвине, на первое место ставят его доктрину предопределения, последовательно изложенную и в трактате "Наставление в христианской вере".
В самой краткой формулировке предопределение означает, что "прежде создания мира" Бог, предвидя будущее во всех, даже мельчайших деталях, предназначил одних людей к спасению, к вечной жизни, а других - к гибели, к вечной смерти, к аду. Спасение дается только верой в Иисуса Христа как нашего Господа и спасителя и благодатью Бога; гибель неизбежна, если благодать не дана. Отсюда следует и отрицание свободы воли, или свободного решения человека, пожалуй, лучше всего выраженное в высказывании св. Августина, которое приводит Кальвин (в его трактате имеется свыше 400 цитат из трудов этого учителя Церкви): "В человеке нет ничего своего, кроме греха". Человеческая природа безнадежно испорчена первородным грехом (а не только повреждена), а благодать ради спасения открыта подвигом Иисуса Христа. Добрые дела людей - следствия Божьих даров: человек наставляется на них верой по воле Бога.
В сущности, учение о предопределении не противоречит взглядам приверженцев других христианских конфессий. Ведь если принять, что Бог, для которого нет ни прошлого, ни будущего, ибо Он пребывает в вечности, обладает "предзнанием", то из этого логически следует и предопределение. Но другие конфессии (прежде всего католичество и православие) трактуют его более широко (или расплывчато), оно как бы растворяется в общем учении о вере и спасении. (С другой стороны, и некоторые католические теологи - в частности, Романо Гуардини - восприняли и выразили идею предопределения в кальвиновском духе, но сделали это в более обширном контексте.) Впрочем, в конце концов, это не только теологическая, но и философская проблема.
А в некотором смысле и социальная. Ошибочно широко известное мнение, будто Кальвин считал, что знак предопределения к спасению - это успех в мирских делах. Напротив, в "Наставлении" он ясно говорит, что не преуспевание, а смиренное страдание в переполненном грехами мире есть выражение истинной веры и, следовательно, знак спасения. Именно от "преуспевающих" он требовал скромности, самоограничения, помощи бедным и страдающим. Та идея родилась и распространилась уже после Кальвина - в основном ради самоутверждения "третьего сословия" и укрепления "духа капитализма". А в XX в. от нее отказываются и реформатские теологи. Для реформатов характерно активное миссионерство, что говорит об открытости этой конфессии миру, всем людям.
И все же главное в "Наставлении" - это утверждение безусловного владычества Бога над миром и людьми. Люди могут как бы уклоняться от этого владычества, но это происходит по Божьей воле, которая не подлежит оценке человеком и недоступна рациональному суждению. (Здесь Кальвин вводит новый термин - "суверенитет Бога".) Кальвин возрождает и усиливает августинистскую теологическую традицию, которая в католицизме с XIV в. уступила место гораздо более рационалистическому направлению св. Фомы Аквинского - томизму. У Кальвина в центре вероучения не философско-теологические схемы, а искупительная миссия Иисуса Христа и через нее - возрождение, новое рождение человека в Духе: человек становится чадом Божьим и, значит, спасенным.
К нашему времени "Наставление в христианской вере" издано почти на всех европейских языках, а также на арабском, японском и китайском. И вот - наконец-то! - эта великая книга перед нами по-русски. Оценка принадлежит не мне: так считают многие историки, теологи, философы, церковные деятели, а равно миллионы "простых" христиан во всем мире. На протяжении четырех с половиной столетий "Наставление" сохраняет весьма почетное место среди книг, читаемых тянущимися к знанию христианами.