Б.Е. Андюсев. Опорные конспекты по истории средних веков. 6-й класс. Пособие для учителей. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. - 95 с.
Борис ЕрмолаевиЧ Андюсев составил пособие для педагогов под доверительным названием "Опорные конспекты по истории средних веков". Опорный конспект (ОК) - так именуется методический прием упаковки фактов в иероглиф. К сожалению, автор снабдил ОК тестами и вопросами, иные из которых погружают читателя в медитативное состояние.
Рецензенты, доктора и кандидаты исторических наук по неизвестным причинам не обратили внимания автора на то, что тест имеет, как правило, строгую форму и должен проверять точное знание, а не настраивать ученика на улавливание исканий преподавателя. Историки, очевидно, пребывают в пограничном состоянии отторжения от марксизма и великой симпатии к нему. Именно таковой особенностью менталитета можно объяснить загадочные, предельно странные представления о предмете.
Напомним, что средние века преподаются школьникам 6-х классов. Не всякий специалист ответит на вопрос, "почему восточные славяне приняли христианство из Константинополя, а не из Рима". В двух словах - точно не осилит. Совсем не каждый историк бойко прокомментирует Прокопия Кессарийского, назвавшего императора Юстиниана "бешеным зверем", несущим гибель государству. Тем более не сможет пространно порассуждать, "чьи мнения он выражал".
Поистине жемчужин беспредметной риторики ожидают от детей 11-12 лет. "Почему храмы древней Греции нарядны и были украшены снаружи, а христианские храмы Византии с особой пышностью украшались изнутри?". Действительно, почему? И что, собственно говоря, имеется в виду? Многие вопрошания автора хочется пропустить, потому что они отражают весьма причудливые представления о былом. Если не сказать - невежественные.
Мы оставим на совести автора то, что Иоанн Цимисхий упорно именуется просто Цимисхием. Бывают книги, в которых можно наткнуться на Радонежского и Донского┘ Мы пройдем мимо предложения написать "арабскими цифрами число┘" Мы не заметим "зрелого средневековья". И удержимся от соблазна рисовать композицию, "которую можно назвать "В борьбе за свободу (город и сеньор...)". Возможно, у нас очень плохо с воображением. А дети - пусть дети рисуют борьбу. Или участвуют в конкурсе-пантомиме - "изобразите тайную встречу королевы и герцога, согласно принятому этикету, и дальнейшую историю с алмазными подвесками┘" Или лучше борьбу рисовать?..
Нам, убогим, невдомек, "когда и кем МОГ БЫТЬ ИЗДАН указ: "В моих владениях повелеваем устроить хорошие дороги, а именно такой ширины, чтобы процессия невесты могла проехать, не зацепив воз с покойником". Неудержимо тянет опросить начальство ГАИ - скорее всего они не возражают. И готовы подписаться под указом.
Несчастные, мы не способны объединить пословицы "что с воза упало, то пропало" и "городской воздух делает человека свободным". Впрочем, нам предстоит решить, "в каких условиях и в какое время МОГЛИ возникнуть эти пословицы".
А вот просто подарок Лужкову Юрию. "Как относились горожане к своему городу? - уважительно, с гордостью, заботливо, равнодушно, расчетливо, пренебрежительно┘" И вдогонку: "ВСЕ ЛИ горожане одинаково относились к своему городу?.."
Но есть такие задачи, которые способны моделировать сны. Они неотступно вторгаются в сознание, и ты просыпаешься от собственного крика: "Почему?!!"
"Почему киевский князь Владимир женился на Византийской принцессе Анне?
- любил ее;
- из-за огромного приданого;
- для укрепления позиций и авторитета Руси на международной арене;
- Владимира силой заставили сделать это, так как Византия стремилась установить контроль над Русью".
В некоторых вопросах автор проговаривается. Не секрет, что самое основное умение - это умение формулировать вопрос. Мы имеем целую коллекцию вопросов, которые свидетельствуют о том, что их автор запутался. Предлагая нам невнятные ответы, он хочет запутать тех, кто и так ежедневно запутывает детей.
Оказывается, "христианская мораль предписывала каждому соблюдать свое место в жизни". Оказывается, Церковь - "посредник между Богом и человеком". Оказывается, "положительное влияние религии и Церкви - в "смягчении нравов и регулировании социальных отношений". И пусть Достоевский со своим Великим инквизитором тихо радуется и осознает свою никчемность. Их уже оформили в "новом кратком опорном конспекте".
Лист самопроверки - есть и такое изобретение. Не лист - диагноз. На "3" почему-то достаточно знать слова Папа, Патриарх, индульгенция, десятина, еретики, крестовые походы, на "4" - Католическая Церковь, Православная Церковь, церковные обряды, папская область, "святые мощи", христианская мораль, отлучение от Церкви и инквизиция. А на "5" - и кто объяснит, почему! - аутодафе, паломники, рыцарский орден и кардинал.
Все, касающееся мистического, церковного и "божественного", оформлено столь причудливо, что остается только процитировать.
"Участники штурма Иерусалима в 1099 году утверждали, что на штурм города шли не только живые, но и те, кто погиб в пути┘ Какие особенности мировоззрения крестоносцев отразились в этом утверждении?" - Не хотелось бы услышать ответов ни в каком случае.
"МНОГИЕ ЕРЕТИКИ С РАДОСТЬЮ ВОСХОДИЛИ НА КОСТЕР. Как это характеризует мировосприятие человека средневековья?" Вряд ли ожидается развернутый ответ на тему "Эволюция ценностей - от средневековья к новому времени" и череда обреченных в позорных хламидах и колпаках с голливудскими улыбками, взбирающихся на эшафот┘
"Чем можно объяснить, что сожжение еретиков на кострах превращалось в праздник, в развлечение для огромных толп народа?". Вообще тема "праздника сожжения" представлена в книжке обильно. Предложено даже сей сюжет рисовать! "Нарисуйте праздник сожжения еретиков". Просто диву даешься, почему не снят сериал.
"Подтвердите доказательствами или опровергните аргументированно следующее утверждение: в XI-XII веках организатором крестовых походов могла быть только Католическая Церковь. Никакая другая сила не была способна организовать столь массовые военные экспедиции с участием представителей почти всех христианских государств и различных слоев тогдашнего общества".
"НЕИСТОВОСТЬ И СТРАСТНОСТЬ ВЕРЫ В БОГА определялась:
- стремлением к "прекрасной жизни" и смыслом существования людей в средние века от рождения до смерти;
- тем, что это силой навязывала Церковь;
- божественным предопределением;
- удобством и выгодностью существования, если ты верующий человек".
Разумеется, это шедевр. Только отчаянной храбрости человек попытался бы выбрать правильный ответ. Но какая потребовалась отвага, чтобы его задать!
Впрочем, "в средневековье существовало поверье, что, когда идет церковное богослужение, время останавливается и человек не стареет. Данное поверье существовало:
- как результат вмешательства Бога в жизнь и судьбу людей;
- как отражение варварских предсказаний о том, что, совершая обряды, люди могут оказывать воздействие на время;
- во время богослужения дьявол не может вмешаться в жизнь человека".
Есть предельно странный интерес. "Чем можно объяснить, что, когда Лютер скрылся от преследований в замке одного из князей, он начал переводить Библию на немецкий язык?". Очень подозрительно вел себя этот Лютер - как ни поверни, - скрылся и ну Библию переводить┘
"Почему Томас Мюнцер назвал Лютера "тихоходом"?". Вот потому и назвал.
Потому что Лютер - часть природы, а Мюнцер - ее исследователь. Читайте и отгадывайте, и держитесь подальше от детей.