"Я ЖДАЛ тебя" - этими словами, произнесенными на чистом русском, в феврале 1998 года Папа Римский встретил первого российского президента. Говорят, что на Ельцина это произвело большое впечатление, и он даже с некоторой обреченностью проследовал на аудиенцию к понтифику. С Путиным было все иначе. Во многом это связано с состоянием здоровья Папы, хотя в его окружении не скрывали радости по поводу того, что понтифика хватило и на утреннюю встречу с президентом Монголии, и на Путина. Понтифик встретил Путина в библиотеке папского дворца - небольшой, скромно обставленной комнате с не слишком большим количеством книг на стеллажах, почему-то в одинаковых бежевых переплетах. Несколько неожиданным стало то, что Папа взял Путина под руку, что он делает крайне редко. В окружении понтифика посчитали это знаком особого расположения к российскому президенту. Папе также представили российскую делегацию. Молодой вице-премьер Кудрин, возглавляющий российско-итальянскую межправительственную комиссию, особой реакции у Папы не вызвал, зато Юрия Лужкова понтифик явно узнал. В прошлом году мэр Москвы был в Ватикане и встречался с Папой. В принципе встреча проходила строго по протоколу. Папа вручил членам делегации медали, Путин подарил понтифику книгу "Московский Кремль на рубеже тысячелетий", а Папа Путину - изображение святых Петра и Павла.
Собственно, развитие отношений между Россией и Ватиканом Италию интересовало с той точки зрения, поедет ли Папа после встречи с Путиным в Россию или нет. Однако чуда в этом смысле не произошло. Ельцинское приглашение Папе так и не было подтверждено. Итальянское духовенство и российское сходятся в одном: если Папа приедет в Россию, это послужит началом экспансии Католической Церкви на территории нашей страны. И хотя Путин как человек светский, по всей видимости, этой точки зрения не придерживается (по крайней мере не воспринимает так остро возможный приезд Папы), сталкивать РПЦ и РКЦ своим приглашением он не стал, предпочтя, чтобы главы христианства сначала сами определились в своих отношениях.
Рим
Борис Филиппов
На 1 ЯнварЯ 2000 г. произошло 1130 встреч Римского Папы с политическими деятелями, в том числе с 574 главами государств.
Было время, когда визиты в Ватикан мировых лидеров воспринимались в мире как сенсация. От них ожидали судьбоносных решений. Начиная с польского кризиса 1980-1981 гг. и далее (весь рейгановский период конфронтации между СССР и США) Папа Иоанн Павел II был важнейшим экспертом Запада по проблемам коммунистического блока и посредником между Западом и Востоком не только по проблемам коммунизма. Социальные энциклики главы Католической Церкви активно комментировались мировой прессой, а его авторитет в политическом мире был на недосягаемой высоте. К нему на консультацию прилетал (3 сентября 1984 г.) министр иностранных дел ФРГ Ганс Дитрих Геншер.
Одна за другой страны (в том числе США) устанавливали с Ватиканом дипломатические отношения. Лидеры западного мира обсуждали с ним важнейшие мировые проблемы. Весь период международной напряженности в Ватикане сменяли друг друга американские эмиссары, информирующие Папу о всех важнейших внешнеполитических мероприятиях правительства США. Была ситуация, когда президент Рональд Рейган присылал к нему специальных посланников (Уолтерса и госсекретаря Шульца) с просьбой оказать давление на американских епископов, протестующих против политики ядерного устрашения.
Американцы ежедневно информировали Папу о ходе судьбоносных переговоров Рейгана с Горбачевым в Рейкьявике. В конце концов в Москве решили не отставать, и советский посол информировал Иоанна Павла II о решениях XIX партконференции КПСС. Визит Михаила Горбачева 1 декабря 1989 г. в Ватикан комментировался как историческое событие, как встреча мировых лидеров.
Как бы подтвердив справедливость поговорки "Гром не грянет, мужик не перекрестится", мировые СМИ почти автоматически потеряли интерес к Папе. Отныне он перестал быть оракулом. Его советы и предостережения остаются без отклика (например, по Югославии). Раньше визит к Папе означал признание... Его добивались и им гордились. Сейчас, как и 20 лет назад, визиты в Ватикан стали протокольной необходимостью, а Папа - достопримечательностью.
Будем справедливы к Папе: он выполнил свою историческую миссию разрушителя коммунистической системы. Однако мир стремительно меняется и требует других лидеров.