Утром 30 апреля этого года корреспонденты "НГ" Артем Чернов и Вадим Удманцев в составе группы российских журналистов отправились на "уазике" в сопровождении БТРа внутренних войск в Грозный для освещения незаурядного события - празднования православной Пасхи.
Грозненская православная церковь Архистратига Михаила заложена и построена в ХIХ веке. В 1995 году храм был разрушен, в том же году пропал без вести отец Анатолий Чистоусов. По слухам, его пытали, а затем убили.
Богослужение решено было отслужить в маленьком помещении, где раньше крестили людей. Однако и это здание представляло собой весьма печальное зрелище: комната, в которой должна была состояться служба, очень сильно обгорела. Две каким-то чудом уцелевшие иконы, одна из которых икона Казанской Божией Матери, стояли на фоне голой кирпичной стены, в правом верхнем углу сквозь большую дыру выбитой кирпичной кладки струился свет с улицы. Оконные пролеты пустые (без рам и стекол), поэтому в помещении гуляли сквозняки, его постоянно продувало. Потолки черны от копоти: на втором этаже около дверного проема вперемешку со старыми деталями сантехники лежали обломки подсвечников, церковной железной утвари, а на подоконнике - куски расплавленного олова - оклады сгоревших православных икон.
Одна из прихожанок, русская жительница Грозного Галина Николаевна Гребцова рассказала такую историю: "Сама церковь еще в первую войну пострадала, а потом уже в один день смотрю, как будто кто-то рубит, выхожу... стоит женщина в исламской форме и вырубает кресты, а мужик в такой большой папахе ее ждет. Потом она зашла со спичками и подожгла все тут остальное, представляете? Я ж ничего не могу, я только вот так встала на расстоянии и смотрела... Видели, в церкви эта могила? Зашли к старушкам, старушки жили при церкви, боевики стали требовать у них деньги. Одна старушка с ними по-хорошему: "Ребята, откуда у нас деньги?" А он нанес ей несколько ножевых ран, она только сказала: "За что ты меня так, сынок?".
Эту женщину звали Ирина Гончарова, ей было 68 лет, когда в декабре 1999 года ее заколол бандит.
Еще до начала пасхальной службы началась раздача продуктовых посылок с машин МЧС прямо у ворот храма. Пришедшие русские старики, женщины и дети выстроились в очередь, но, когда началась служба, раздача продуктов временно прекратилась - прихожане поспешили в зал, где она должна была состояться.
Во дворе солдаты МЧС и других спецподразделений продолжали разгружать продукты, относили их в помещение, примыкающее к залу, где начиналась церковная служба. Продукты сгружались в левом углу, так как справа сверху на арматурных прутьях висели остатки бетонной плиты, на полпотолка зияла огромная дыра, в которую можно было увидеть хмурое грозненское небо. Шел проливной дождь, поэтому сквозь дырявую крышу здания постоянно лилась вода. На лестнице, ведущей на второй этаж, где в былые времена жили настоятели этой церкви, вода вообще стекала потоками, переливаясь через края и без того переполненных баков и больших кастрюль, откуда струилась вниз, на первый этаж.
До начала праздничной пасхальной службы я успел переговорить с несколькими прихожанами. Многие из них заранее готовились к этому дню, потому что церковь для православных жителей Грозного - это место их встреч и общения, где они имеют возможность обменяться новостями, найти друг друга, а также, по их словам, "возможность расслабиться немножко, придя в церковь, получить моральную поддержку".
Церковную службу решено было проводить утром 30 апреля, так как не только ночью, но и днем до сих пор в Грозном небезопасно. Как рассказывали местные жители: "С 29 на 30 апреля с 22.00 до 2.00 ночи велась очень сильная стрельба из пулеметов и гранатометов в Ленинском районе Грозного. И вообще все ночи здесь идет стрельба. Конечно, бывают спокойные ночи, но редко-редко. И посреди белого дня часто слышишь очереди, ни одной ночи не было без войны".
Но некоторые прихожане, несмотря на стрельбу и потенциальную угрозу собственной жизни, дежурили в церкви до трех часов ночи - боялись, чтобы как-нибудь не сорвалось празднование Пасхи.
Иные же в результате бомбардировок не имеют никакой крыши над головой и постоянно живут на территории храма, как, например, Витаева Тамара Сергеевна, у которой дом сгорел, а 10 декабря 1999 года боевики в неизвестном направлении увели ее взрослого больного сына, и с тех пор она не имеет о нем никаких известий.
В это утро безопасность праздничного пасхального богослужения обеспечивали стоявшие на улице Ленина около церкви два бронетранспортера внутренних войск и большой сборный отряд бойцов из разных спецподразделений: МО, МВД, МЧС и других. Сама церковная служба началась где-то в 11.30.
Проводил ее отец Владимир (Кораблев) - иеромонах саранского Иоанно-Богословского мужского монастыря. Отец Владимир из Грозного раньше служил в храме Михаила Архангела алтарником, а 28 сентября 1998 года уехал в город Саранск. Он возвращался в Грозный, но 30 марта 2000 года с гуманитарной помощью: привозил лекарства, продукты для мирных жителей и для военных. Как вспоминает отец Владимир: "Когда я был здесь в первый раз, видно было, что люди без церковной службы страдали. Это сегодня здесь хоть немного убрали, к Пасхе подготовили, а тогда все было завалено, не пройти, здесь и мины были. Я с людьми встречался, молебен служил, воду освящал, отпевал сразу около двадцати человек - заочное отпевание было, так люди попросили, чтобы я приехал на Пасху, вот я и приехал, чтобы люди хоть как-то, хоть немножко приобщились к этому празднику".
Через пятнадцать минут после начала богослужения для участия в нем прибыл священник из Моздока, который, впрочем, сразу после окончания крестного хода заспешил куда-то в другое место, вновь препоручив верующую паству заботам отца Владимира. В помещении стоял стол с пасхальными куличами, горели свечи, священники читали молитвы, окропляли находящихся в храме местных жителей и солдат святой водой, говорили: "Христос воскресе!".
"Воистину воскресе!" - отвечали местные жители из числа немногочисленного русского населения, каким-то чудом уцелевшего и выжившего в годы дудаевщины и масхадовского правления. Местных верующих, пришедших в храм, набралось не более 30 человек.
Потом состоялся крестный ход: три раза прихожане в сопровождении бойцов спецназа под проливным дождем вслед за священниками обошли вокруг разрушенной церкви, о существовании которой говорили лишь уцелевшие кирпичные кресты на ее стенах и изрешеченные насквозь пулями ворота. Затем верующие с отцом Владимиром вернулись в помещение, где началась служба.
Я познакомился с одним из вооруженных бойцов сопровождения Игорем - бойцом Щелковского ОМОНа. Это была уже не первая его поездка в Чечню за две войны. Вдруг за воротами храма раздалась автоматная очередь, стреляли где-то в районе ближайшего блокпоста, недалеко от бывшего президентского дворца (от него осталась лишь груда развалин высотой по колено). Бойцы отнеслись к этому факту очень спокойно. Игорь пошел по своим делам, а я направился догонять процессию, которая была уже в здании.
Рядом со мной проходил боец спецназа МЧС из Москвы с пулеметом Дегтярева на плече, когда где-то рядом раздался глухой хлопок. Вооруженная охрана сгрудилась около открытых ворот церкви, выходивших на улицу Ленина, где стояли БТРы сопровождения. Кто-то крикнул: "Боевая готовность!" - в сторону солдат, сидевших в открытых люках. Выглянув налево из ворот, я увидел густое облако то ли пыли, то ли дыма, сквозь которое по ширине улицы от дома до дома ничего не было видно. Создавалось впечатление, что взорвали дымовую шашку, но скоро выяснилась причина беспокойства: у полуразрушенного, находящегося по соседству с церковью дома обвалился балкон. Что же касается местных жителей, то они в отличие от военных не проявляли особенного беспокойства. Они настолько привыкли к взрывам, выстрелам и разрушениям, что гораздо удивительнее перемен в военной обстановке для них была сама пасхальная служба.
Грозный-Моздок