СВОЙСТВЕННОЕ впечатление производит опубликованная в вашей газете статья "Иерихонский спектакль продолжается". С одной стороны, авторы поднимают справедливые вопросы в связи с утверждениями Патриарха Алексия II относительно церковного имущества в Святой Земле и каноничности Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ).
С другой стороны, вызывает недоумение решение редакции дать священнослужителю Православной Церкви в Америке протоиерею Леониду Кишковскому прокомментировать события в Иерихоне. Сам о. Леонид в кратком интервью "Независимой газете" трижды честно признается, что "не владеет информацией по данному конфликту" и что "эта ситуация не в [его] компетенции". Если о. Леонид некомпетентен пролить свет на обстоятельства вокруг противостояния в Иерихоне, зачем печатать его ремарки?
К сожалению, протоиерей Леонид вольно или невольно вводит читателей "Независимой газеты" в заблуждение, утверждая, что "мировоззрение РПЦЗ в корне связано с тем, что она считает себя единственно подлинной Русской Церковью. Московская Церковь, с их точки зрения, мнимая".
Никогда ни на одном из соборов Зарубежной Церкви ее иерархи не делали заявлений о мнимости или безблагодатности Московской Патриархии. Если отдельные архиереи РПЦЗ позволяли или позволяют себе высказывания, противоречащие православной экклезиологии, они будут лично отвечать за это перед Богом. В Христовой Церкви определяющее значение имеют не личные высказывания епископов, а Соборы.
В основополагающем документе РПЦЗ, во "Временном положении", утвержденном на Архиерейском соборе 9/22 и 11/24 сентября 1936 г., зафиксировано: "Русская Православная Церковь Заграницей, состоящая из находящихся за пределами России епархий, духовных миссий и церквей, есть неразрывная часть Российской Православной Церкви, временно существующая на автономных началах".
В 1993 г. 2/15 мая иерархи РПЦЗ в очередном соборном определении заявили: "В наше время, когда в Россию нахлынули всевозможные явления с Запада - от нравственного разврата до духовного, в виде сектантских лжеучений, - надо слить воедино разный опыт всех частей Русской Православной Церкви. В откровенном обсуждении мы должны подготовить почву для свободного, подлинного и плодотворного Всероссийского Собора. Наша задача не может заключаться в осуждении ближнего, она - в поиске путей к обновлению единой видимой Русской Православной Церкви".
Послания Соборов РПЦЗ начала 90-х годов преисполнены оптимизма, но вследствие печальных событий, связанных с насильственной конфискацией церковного имущества в Святой Земле и Европе, эти настроения канули в Лету.
В свое время архиепископ Берлинский и Германский Марк согласился участвовать в собеседованиях с архиепископом Московской Патриархии Феофаном с целью обсудить возможности развития предсоборного процесса, о котором говорилось в послании Архиерейского собора РПЦЗ 1991 г., и наметить возможные пути к преодолению раскола. Каково же было удивление преосвященного Марка, когда он узнал, что во время этих встреч за его спиной архиепископ Феофан и МП предприняли кампанию по отбиранию подчиненных Зарубежной Церкви в Германии храмов! Вскоре после этого в июле 1997 г. разыгралась драма в Святой Земле - МП насильственно отобрала Свято-Троицкий монастырь в Хевроне┘
15 января 2000 г. палестинские силы безопасности проникли на церковное подворье РПЦЗ в Иерихоне и увели в полицейский участок двух монахов и одного мирянина. Там им заявили, что их скоро освободят, но без права вернуться в свой дом.
Двум монахиням Зарубежной Церкви, гражданкам США, промыслительно (а вовсе не по указке ЦРУ!), находившимся в десяти минутах на машине от Иерихона, сообщили из Иерусалима о случившемся. Сестрам Ксении и Марии удалось проникнуть на территорию русского церковного подворья в Иерихоне, где они начали и по сей день продолжают сидячий протест против насильственного захвата подворья.
В первом официальном сообщении для прессы ОВЦС МП, вышедшем более недели спустя после захвата подворья под названием "Участок в Иерихоне возвращен законному владельцу - Русской Православной Церкви", говорится: "Во время паломнического визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Святую Землю 2-7 января 2000 года состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с Главой Палестинской Национальной Администрации г-ном Ясиром Арафатом, во время которой палестинским руководством было заявлено о принятом решении возвратить Русской Православной Церкви Московского Патриархата по праву принадлежащий ей участок в Иерихоне". Далее в заявлении читаем: "Этот участок земли, приобретенный в 1874 году архимандритом Антонином (Капустиным) для Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, в течение многих лет незаконно удерживался (выделено мною. - В.П.) Русской Православной Церковью Заграницей.
"Незаконно удерживался?". С указом (# 362) Святейшего Патриарха Тихона от 7/20 мая 1920 г., когда была образована Русская Православная Церковь Заграницей, все церковные учреждения за рубежом, в том числе храмы и монастыри в Святой Земле, естественно, перешли в ведение РПЦЗ. В продолжение десятилетий наши прихожане во всем мире поддерживали материально и духовно российские святыни на Ближнем Востоке. Эта забота началась с первых дней существования Зарубежной Церкви, когда гонимая в СССР Церковь была лишена всех прав юридического лица, в том числе и прав на владение имуществом. В первые годы российская диаспора жила в условиях крайней бедности и, несмотря на это, жертвовала последние копейки на благоустроение своих церковных общин и на поддержание уже существовавших, в первую очередь близких православному сердцу церковных учреждений в Святой Земле. Русские эмигранты отдавали не только свои деньги Святой Земле, но и свои жизни посвящали служению Православному Палестинскому Обществу и Русской Духовной Миссии. Один из них, о. Тихон, оставил все, что заработал в далекой Австралии, и переселился в Святую Землю, где годами трудился, обустраивая богатый сад в иерихонском подворье. 15 января 2000 г. в числе других насельников 87-летний старец вооруженными палестинцами был насильно изгнан из своего нового дома. С какого же года РПЦЗ стала незаконно удерживать церковное имущество в Святой Земле?
Вместо того чтобы признать заслугу Русской Зарубежной Церкви, ее духовенства и верующих в том, что на протяжении десятилетий они подвижнически охраняли и сохранили многочисленные святыни в Израиле и Палестине и не дали им исчезнуть в никуда и сделали все возможное, чтобы эти святыни вновь стали нашим общерусским достоянием, московские иерархи предпочитают нас преследовать.
Создавшееся положение говорит о глубочайшем кризисе в Русской Церкви. Как известно, слово "кризис" греческого происхождения и по-русски значит суд. Ныне совершается суд Божий над всеми без исключения ветвями Российской Православной Церкви.
Раскол в Русской Церкви - это наша всеобщая трагедия и боль. Надо закончить безумие раскола, прекратить терзать живое Тело Христово и каяться.
С чего начать? Хорошо было бы начать с предложений, выдвинутых архиереями РПЦЗ на своем Соборе в 1991 году, и позаботиться о том, чтобы они не остались на бумаге бесплодным словосочетанием: "Раскол можно преодолеть только смиренной молитвой, покаянием и братской любовью ко всем падшим в тяжелое время гонений и заблудшим в настоящее время. Лишь Всероссийский Собор, где будут представлены все ветви Русской Православной Церкви, полномочен произнести суд об истории Церкви за все окаянные 70 лет и начертать ее дальнейшие пути. Результатом деяний Собора явится единение в молитве, единение в вере, единение в таинствах, когда причащающиеся из единой Чаши собратья свидетельствуют перед Святым Престолом: "Христос посреди нас и есть и будет".
Сегодня мы видим, что трагедия Русской Церкви продолжается. За эту трагедию все сознательные чада Российской Православной Церкви несут ответственность, за нее все мы будем держать ответ на Божием Суде.
Вашингтон
(Печатается в сокращении. Полный текст см. в интернете по адресу http:/www.ipc.od.ua/ &03_02.html