-ВЛАДЫКА Михаил, прошло 10 лет со времени празднования 1000-летия Крещения Руси. Сейчас мы отчетливо видим, как изменилась за эти годы ситуация: есть видимые результаты церковного возрождения, но в то же время очевидно, что развивать церковную жизнь в рамках, существовавших в XVIII-XIX веках и в советское время, невозможно. Что вы думаете по этому поводу?
- Мне кажется, суть проблемы заключается прежде всего в том, что в Церкви всякие попытки улучшения без ниспровержения православных основ должны приветствоваться и поощряться. Это положение вряд ли кто-нибудь может серьезно оспаривать. Изменения всегда были в истории Церкви. А вот методы усовершенствований могут быть разные. И в этом отношении мы должны ориентироваться на слова апостола Павла, сказанные им в Первом послании к коринфянам: "Должны быть разномыслия между вами". Они должны быть, и к этим существующим разномыслиям, которые носят характер тактический и не касаются ни догматов, ни каких-то иных фундаментальных положений, на которых базируются наша святая Церковь, наша святая вера, надо, мне кажется, относиться очень терпимо, спокойно.
- К сожалению, в Церкви во многом утрачена способность слушать другого, способность вести спокойный, трезвый диалог, и часто проблемы решаются либо их игнорированием, либо запретами...
- Просветительскую работу необходимо проводить, и в этом отношении ни у кого, включая и наше церковное руководство, никаких разномыслий быть не может. Что же касается различных путей и опыта такой деятельности, то нужно не замалчивать ситуацию, а, наоборот, говорить об этом, писать и спорить. И в конце концов предоставлять на утверждение высшего церковного руководства готовые решения.
Я выражаю надежду, что церковное руководство понимает серьезность стоящих перед Церковью задач, и поэтому они должны решаться не партизанскими методами и не методами запрещения попыток отдельных людей, стремящихся к улучшению положения и к более эффективному действию церковной проповеди, церковного наставничества. Нужна планомерная разработка тех мер, которые должны лежать в основе деятельности Церкви. Мне кажется, что это очень важно.
- На одной из конференций архимандрит Платон (Игумнов) сказал, что любые изменения - в богослужении, приходской практике или в образовательной деятельности - сейчас невозможны, потому что церковный народ не готов принять эти изменения. Как вы это прокомментируете?
- По-моему, это несправедливо. Это может быть справедливо в отношении людей старшего возраста, которые с самого детства были воспитаны в Церкви в совершенно определенных и обрядовых, и богослужебных, и организационных условиях со всеми их недостатками. Действительно, для них какие-то изменения всегда могут являться соблазном, даже когда они выражаются в том, что, скажем, начинают в церкви читать более отчетливо, более красиво, более доходчиво до слушателей, читая тот же самый славянский текст, который полагается по Уставу и который принят нашей Церковью к употреблению.
Но если читают не совсем уставно, не гнусавым голосом и не растягивая слов так, что они сливаются иногда в общее какое-то звучание без того, чтобы можно было уловить само содержание высказываемых слов и суждений, такого рода улучшения всегда имели место в нашей церкви со стороны отдельных чтецов в широком смысле этого слова. Всякий порядочный священник, дьякон, псаломщик всегда старался как можно более четко и более ясно произносить молитвенные тексты, которые им поручались для чтения. И если это осуществляется в наше время, то для некоторых очень пожилых людей, привыкших уже к другому чтению, это какое-то "ниспровержение основ".
Я, например, с детства читаю в церкви и был посвящен в стихарь еще митрополитом Вениамином (Казанским), впоследствии расстрелянным большевиками. И вот еще с детских времен мне постоянно говорилось, и справедливо говорилось, что я должен читать так, чтобы смысл прочитанного доходил до слуха и сознания молящихся людей, подавляющее большинство которых для этого не подготовлено, ведь многие из них не знают славянского языка или недостаточно воцерковленные люди.
Полагаю, что прислушиваться к мнению людей, очень консервативно настроенных, можно и должно, потому что консерватизм присущ Церкви в известной мере. И то обстоятельство, что мы стоим всегда на одном и том же основании и с этого основания никто не может нас сдвинуть, - это уже само по себе предполагает определенный консерватизм. Но я имею в виду консерватизм догматический, консерватизм церковной иерархии - это здоровый консерватизм. Но этот консерватизм не должен ни в коем случае распространяться на методы церковной деятельности, а особенно катехизаторскую и миссионерскую. Я хочу напомнить слова Спасителя, Который указывает, что в этом отношении Его ученики должны применяться к обстановке и к тем, кому они возвещают Христову Истину, как это делал Сам Христос. Мне кажется, что-то такое совершалось в некоторых приходах в Москве, и в частности о. Георгий Кочетков также делал это. И эта задача - доводить до каждого свет Христовой Истины и свет нашего православного богослужения - неизменно должна стоять перед Церковью всегда.
- Духовное обновление церковной жизни должно иметь какую-то опору. Есть ли такие силы в Церкви сегодня?
- Я убежден, что среди нашего церковного руководства, есть люди, которые прекрасно понимают важность и ценность искания путей доходчивости слова Божьего, нашего святого богослужения. Я уверен, что они, руководя Церковью в масштабах всей нашей страны, несомненно, понимают это. И если они недостаточно ярко и четко выражают это в своих высказываниях, а может быть, также и в своих действиях, то это происходит, во-первых, от чрезмерно большой осторожности, а во-вторых, из опасения вызвать противодействие, которое может нарушить мир в Церкви. Вот это опасение, конечно, законное, не должно препятствовать движению вперед, не должно препятствовать реализации того завета, который дал нам Господь Иисус Христос: "Идите в мир весь, проповедуйте Евангелие всей твари. Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам". Вот эта заповедь учить, а не только крестить, лежит в основе всей церковной деятельности.