0
746
Газета Православие Интернет-версия

22.03.2000 00:00:00

Опасность утраты идентичности

Иеромонах Феофан

Об авторе: Иеромонах Феофан (Лукьянов) - член Российской духовной миссии в Иерусалиме.


В ЯНВАРЕ 2000 г. руководством Палестинской национальной администрации осуществлена передача земельного участка в Иерихоне законному владельцу - Русской духовной миссии Московского Патриархата. Действия некоторых представителей Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) с целью удержания участка стали катализатором развернувшейся в СМИ полемики по широкому кругу вопросов, связанных со взаимоотношениями Московского Патриархата и РПЦЗ. В связи с этим представляется необходимым высказать ряд принципиальных соображений.

Прежде всего следует иметь в виду, что РПЦЗ по своему составу весьма неоднородна. Нельзя отрицать того, что в ней много здравомыслящих и ответственных людей, искренне радеющих о судьбах русского православия. Трагизм ситуации состоит в том, что, к сожалению, эти люди не имеют реальной власти и не допущены к принятию ключевых решений. Административные и материально-финансовые ресурсы РПЦЗ узурпированы группой лиц с сомнительной репутацией во главе с девяностолетним митрополитом Виталием. Отношение первоиерарха РПЦЗ к Московскому Патриархату очень ярко выражено в его приуроченном к Пасхе окружном послании 1998 г.: "...Администрация Московской Патриархии является просто безблагодатным учреждением, а ее члены - просто гражданскими служащими в рясах". В этом же опусе он классифицирует как "граничащее с ересью" положение о том, что Московский Патриархат и РПЦЗ являются двумя частями одной Русской Церкви. Собор РПЦЗ до сих пор не опроверг данные утверждения своего первоиерарха, а значит, есть основания считать их выражением официального мнения Зарубежной Церкви.

Позиция высшего руководства РПЦЗ находит действенное подтверждение и в церковной практике ее членов. Чего стоит, к примеру, так называемый чин покаяния для клириков Московской Патриархии, составленный священником Тимофеем Алферовым. В соответствии с этим чином переходящий в РПЦЗ клирик должен заявить: "Я исповедую, что познал ложность Московской Патриархии, несовместимость ее учения и всей религиозной жизни с истинным Православием... Я исповедую иерархию РПЦЗ единственной бесспорной правопреемницей канонически законной иерархии поместной Русской Церкви..." Весьма характерен для умонастроений лидеров РПЦЗ 11-й пункт чина покаяния, который можно рассматривать как образец полного невежества: "Отвергаю обновленческое богословие парижской, американской и патриархийных школ, наиболее выраженное в трудах о. Булгакова, Бердяева, Федотова, Зеньковского, о. Шмемана, о. Мейендорфа и иже с ними, как искажающее православную догматику, смысл Священного Писания и историю Церкви, подрывающее авторитет Вселенских Соборов и клевещущее на св. Отцов". И наконец, если бы мнение митрополита Виталия, настаивающего на безблагодатности Московского Патриархата, расходилось с официальной позицией РПЦЗ, то Зарубежная Церковь не организовывала бы собственные епархии и не открывала бы свои приходы на канонической территории Московского Патриархата в России, на Украине и в Латвии.

Принципиально важно, что вышеназванная позиция руководства Зарубежной Церкви вступает в прямое противоречие с ее фундаментальными уставными и доктринальными положениями. Если исходить из официального определения, то РПЦЗ есть "неразрывная часть Поместной Российской Православной Церкви, временно самоуправляющаяся на соборных началах до упразднения в России безбожной власти" ("Положение о Русской Православной Церкви Заграницей", утвержденное Собором Епископов в 1956 г. и определением Собора от 5/18 июня 1964 г. Раздел 1 "Общие положения", параграф 1). Итак, по прямому смыслу определения Зарубежная Церковь должна самоуправляться лишь до упразднения в России безбожной власти. Совершенно очевидно, что и по правовому статусу Русской Православной Церкви, и с точки зрения ее роли и места в жизни общества, и по структуре церковно-государственных отношений нынешняя ситуация кардинально отличается от советской эпохи. Более того, Русская Церковь в настоящее время, пожалуй, впервые за несколько веков действительно свободна, будучи даже более свободной, чем при российских монархах. Сейчас нет никаких препятствий к открытому и доверительному диалогу о восстановлении взаимоотношений Московского Патриархата и РПЦЗ и проведению Поместного Собора единой Русской Церкви. Московский Патриархат неоднократно выступал с соответствующими заявлениями и обращениями, выдержанными в примирительном и братском духе, предпринимал попытки проведения переговоров с некоторыми представителями РПЦЗ, но высшие иерархи Зарубежной Церкви, угрожая непокорным всевозможными санкциями, наложили категорический запрет на развитие диалога.

Если в РПЦЗ окончательно возобладает тенденция, противоречащая ее собственному уставному и доктринальному базису, то для Зарубежной Церкви это будет означать не что иное, как полную утрату идентичности.

Опасность такого хода событий очень серьезна и реальна. Подтверждают это, в частности, конфликты последнего десятилетия по поводу русской церковной собственности за рубежом.

Это касается и инцидентов на Святой Земле, в Хевроне и Иерихоне. Руководство Миссии РПЦЗ, в распоряжение которой в силу известных исторических обстоятельств попала часть объектов русской церковной собственности в Иерусалиме, проводило политику, согласно которой паломники из России, на деньги чьих дедов и прадедов обустраивались монастыри, храмы и странноприимные дома, не могли посещать их. За весь послевоенный период ни одна группа паломников или туристов из России не побывала в иерихонском комплексе Миссии Зарубежной Церкви. До передачи Московскому Патриархату объектов в Иерихоне РПЦЗ также сдавала часть находящихся там зданий в аренду.

Московский Патриархат планировал организовать в Иерихоне прием паломников, желающих посетить святые места в окрестностях этого города, но РПЦЗ, насильственно пытаясь удержать объекты Русской духовной миссии, продолжает свою борьбу.

(Продолжение темы на стр. 3)


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1603
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
999
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
720
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
990

Другие новости