EСЛИ РОССИЯНЕ - граждане новой Российской Федерации за прошедшие после декабря 1991 года почти девять лет в подавляющем своем большинстве адаптировались к своему новому качественному состоянию и считают страну, где живут и работают, своей единственной родиной, то многие миллионы людей в других постсоветских государствах не могут сказать так о тех странах, гражданами которых они являются. Именно они - русские и "русскоязычные", хотя и имеют паспорта Украины, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Грузии и т.д., называют себя россиянами и считают, что их настоящая родина - Россия, а места, где они оказались на момент распада СССР, всего лишь временное пристанище. Причины, по которым это происходит, разные, но алгоритм у них один - новые независимые государства начали организовываться как национальные государства с ярко выраженным приоритетом так называемой титульной нации.
Исключение в этом ряду составляет только Россия. В силу исторических и географических своих особенностей нынешняя Российская Федерация является не только юридическим, но и во многом ментальным правопреемником Советского Союза. Не случайно именно РФ является единственным из всех республик бывшего СССР реально федеративным государством, и в Конституции продекларировано равноправие граждан вне зависимости от национальности. Не случайно именно Российская Федерация является местом пребывания исторического и политического центра духовного объединения православных христиан постсоветского пространства - Русской Православной Церкви.
Однако зададимся вопросом: действительно ли Русская Православная Церковь в сегодняшнем своем обличье вместе со своими епархиями в странах СНГ является духовным центром, к которому в трудные и даже трагические минуты припадают русские души? Действительно ли она может в ближайшее время стать центром духовной консолидации русских в новых государствах и даже влиять на нравственную атмосферу в странах СНГ, особенно когда речь идет о правах этнических россиян, в том числе и праве "на веру", поскольку русские сегодня подвергаются насильственной ассимиляции даже в "братской" Украине, не говоря уже о других бывших советских республиках...
С этим вопросом связан органично и другой: а стала ли Русская Православная Церковь духовным центром внутри самой России? Обманчивый внешний антураж - благолепие службы, большее количество верующих в церквях, даже телетрансляции больших православных праздников, к сожалению, не свидетельствуют о том, что Церковь после своего постсоветского возрождения как-то приблизилась к душам и сердцам простых людей. Наоборот, общение церковнослужителей со своей российской паствой больше напоминает высокомерное "общение с народом" бывших обкомовских начальников, у которых, к сожалению, нет времени для того, чтобы выслушать исповедь обычного человека, "по-человечески" проводить умерших в последний путь или поговорить с пришедшим в церковь подростком. К сожалению, в отличие от других конфессий очень многие представители РПЦ сегодня не умеют или не хотят "работать с народом". Часто, увы, приходится встречаться с растерянными русскими людьми, приезжающими в Россию из стран ближнего зарубежья для того, чтобы исповедаться или получить хоть какую-то (в основном моральную) помощь от Православной Церкви, которая любит называть себя Матерью, но материнские объятия своим чадам открывать не спешит.
Свой авторитет, доставшийся ей в наследство от великомучеников и истинных борцов с советской властью, Православная Церковь употребляет на то, чтобы всячески укреплять нынешнюю власть в России и "обрамлять" ее верой (что особенно было заметно при восхождении на политический олимп Бориса Ельцина), и, как это ни парадоксально звучит, она переняла все привычки этой власти. Отделившись от государства, Русская Православная Церковь, может быть, незаметно для себя отделилась и от народа, и от обычных русских людей, переживших драматичнейший период в своей жизни в связи с распадом Союза. Бывшее мощное государство - Советский Союз - никак им в этом не помогло, как и бывшая коммунистическая партия - "партия интернационалистов", но гораздо печальнее, что не помогла людям и Русская Православная Церковь. Хотя - еще один парадокс! - как раз после крушения коммунистической системы люди интуитивно потянулись к Богу и к Церкви, как к своим единственным заступникам и защитникам.
Из этого следует для православных в СНГ один не очень оптимистичный вывод: если когда-то именно Русская Православная Церковь могла быть великой собирательницей русских земель, то сегодня ей не под силу быть даже собирательницей русских людей, их духовным и нравственным центром. И не следует в этих словах усматривать "клевету" или злой умысел: увы, это реальность, которая очень заметна в политической и общественной жизни в странах СНГ. Русские епархии в странах СНГ существуют разве что для антуража, как вид политического декора и не имеют никакого серьезного влияния ни на свою паству, ни на политических лидеров, ни на общий климат, ни на изменение отношения к русским хотя бы на бытовом уровне. Нам неизвестна консолидирующая и духовная деятельность РПЦ, например, в Азербайджане (там РПЦ фактически промолчала во время погромов и резни христиан), не приходится говорить о сколько-нибудь значительной роли Русской Православной Церкви на Украине или в Молдавии (а ведь в подобных регионах веками создавалась православная среда), практически сведена на нет духовная роль Церкви в странах Центральной Азии.
Невооруженным глазом легко заметить, какова атмосфера в православных храмах на постсоветском пространстве в государствах СНГ: прихожане не знают простых вещей - как молиться, в каком виде приходить в храм, как выглядят на иконах русские чудотворцы, а общее впечатление, как от вокзала: вот собрались люди, чего-то ждут, а не получается ни общей молитвы, ни даже конфессиональной общности. И вот получается, что в Церкви каждый русский человек остается сам по себе, хотя приходит совсем за другим. Православные прихожане одеты крайне бедно, видно, что они живут уже за гранью нищеты и мало чем отличаются от нищих и бомжей, стоящих у входа в храм, а ведь это все образованные и законопослушные граждане - врачи, учителя, воспитатели... Незаметно было, чтобы Церковь им оказывала хоть какую-то благотворительную помощь. Слава богу, что еще строятся православные храмы (в Приднестровье, например), но что храм без благословляющей и одобряющей в трудные минуты, особенно на чужбине, руки Русской Православной Церкви?
Однако одну закономерность можно заметить в деятельности РПЦ как внутри России, так и за ее ближними рубежами: она не помогает ни ближним, ни дальним, она не помогла ни чеченским беженцам, ни православным гражданам и христианам других государств. Да, в храмах много народу, гораздо больше, чем в советские времена, но заслуга ли это Церкви? Скорее всего, это "заслуга" драматических обстоятельств, человеческого страха и тревоги за свое будущее и настоящее, но никак не результат ежедневной и незаметной работы с душами людей. В сегодняшнем сложном мире битвы за духовность, нравственность и национальное возрождение выигрывает та страна и тот народ, чья Церковь неустанно над этим работает. А если нет? К сожалению, Русская Православная Церковь не употребила себе на пользу (а также на пользу России) тот огромный массовый поток жаждущих веры и поддержки православных христиан в СНГ, то беспрецедентно искреннее и массовое движение навстречу Церкви, которое, может быть, случается раз в столетие, во время разлома веков. Ответа на это движение людей страдающих не последовало. И реакция не заставила себя ждать: не случайно сегодня идет скрытый от глаз процесс разочарования в православии. Это заметно и в самой России (сколько наших солдат в Чечне приняли ислам? И почему в часы испытаний им Аллах оказался ближе веры своих отцов?), и в странах СНГ, где православие заметно уступает свои позиции католицизму (не случайно в прошлом году в Грузии католицизм, с подачи верховной власти, демонстративно получил почти политическую арену для своего влияния), исламу, буддизму. Озабочена ли Русская Православная Церковь своей духовной миссией за пределами России? Вот вопрос, ответ на который пока еще ждут православные на всем пространстве СНГ.