Когда в 1988 году образовалась церковная община при храме Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Жаборы Порховского района Псковской области, здание церкви, похоже, на ладан даже не дышало. И то, что удалось сделать за десять последующих лет настоятелю храма игумену Серафиму (Сергею Шанькову), не может не удивлять всех, кто посещает здешние места.
Храм в Жаборах, конечно же, уникален. Сооружен он был, как гласит гранитная плита на его стене, еще в 1792 г., а в 1836 г. попечителем его стал гвардии поручик Николай Аничков, герой войны 1812 г., потомок древнего, от 1301 года ведущего счет, и знатного рода, пошедшего от золотоордынского царевича Берка, приехавшего в Москву и принявшего православие. Там, под храмом, и лежит прах поручика.
За десять лет отец Серафим полностью отреставрировал храм, провел в Жаборы телефонную линию, заасфальтировал дорогу (автобусы сюда не ходят), капитально отремонтировал старый усадебный флигель, приобрел микроавтобус, построил пять жилых домов для себя и общины, посадил сотню голубых елей и приобрел несколько гектаров земли.
Однажды, еще в начале 90-х, появился в Жаборах тележурналист Александр Невзоров, снял для "600 секунд" сюжет о могиле Аничкова, сентиментальный и пафосный. Потом зачастили гости. Сюжет имел резонанс. Реставраторы всполошились. Храм включили в областную программу "Наследие", выделили денег на ремонт. Спонсоры объявились, в первую очередь банки и фонды всякие: профсоюз малого и среднего бизнеса, фонд социального страхования работников малого и среднего бизнеса, благотворительный фонд промышленников и коммерсантов┘ Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи готов был послать для работ инженерные подразделения. Александр Глебович даже организовал специальный фонд храма Покрова и автомобильный пробег, деньги от которого пошли на ремонт церкви. Отцу Серафиму покровительствовал тогдашний губернатор Владислав Туманов. И даже небезызвестный Глеб Якунин ходатайствовал перед тогдашним министром культуры Швыдким о помощи храму (представляете пару Невзоров-Якунин!).
Словом, хозяйственником был игумен Серафим от Бога, как говорится. Дошло до того, что крестьяне из местного колхоза предлагали ему стать настоятелем, а от одного из жителей Порхова в разговоре о батюшке я услышал буквально следующее: "Нам бы такого главу района!"
Общину церковную - два десятка верующих - отец Серафим создал с нуля. В основном из приезжих, им же на переезд подвигнутых, с Волги, Урала, с Украины. Многие продали дома, оставили детей и уехали в Жаборы. Здесь жили, работали, строились, молились. И храм хорошел (внутреннее его убранство, иконы старинные фору дают многим городским храмам), пользовался все большей славой, возрождался. До сотни, а то и более верующих со всех уголков Псковщины приезжали в церковь Покрова в дни церковных празднеств.
Но в сентябре прошлого года сердце игумена (ему было всего 46 лет) не выдерживает, останавливается. Отца Серафима отпевают, назначают, как и положено, на приход нового священнослужителя, и тут┘ И тут, не прошло и 40 дней, как в адрес архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия уходит рапорт от благочинного игумена Павла: "Община эта оставила лоно Русской Православной Церкви Московской Патриархии и уклонилась в раскол Зарубежной Церкви. Ведут себя нормально, храм вернули с утварью". В общем, приехал "зарубежник" из Вышгорода, где есть небольшой зарубежный приход, и всех сделал "иностранцами". Отказалась уходить в "зарубежье" только монахиня Манефа.
Члены общины свое решение объясняют весьма туманно. Мол, нам батюшка еще при жизни на такое намекал, он нас готовил, только мы этого тогда не понимали. А вот после смерти отца Серафима "нашло на нас озарение, стали случайно им оброненные фразы иначе осмысливать┘ и мы теперь знаем, что истинная вера только в Зарубежной Церкви. По крайней мере так говорила корреспонденту "НГР" член общины Людмила Брюхова.
При этом жители деревни, тоже посещающие храм и хорошо знавшие отца Серафима, все как один утверждают, что батюшка и не думал ударяться в раскол. Самый старый житель Жабор, где, заметим, всего восемь дворов, бывший моряк дальнего плавания Геннадий Федоров заметил в беседе с корреспондентом "НГР", что в "зарубежье" отец Серафим не собирался, ни разу от него никто подобных намеков не слышал. Подтверждает это и корреспондент одной из псковских газет Олег Константинов, беседовавший с настоятелем незадолго до его смерти. "Тогда, - вспоминает журналист, - мы говорили о приходе Зарубежной Церкви в Вышгороде, и Серафим заметил, что люди там поступили неумно, уйдя из-под опеки Московской Патриархии".
Нынешний же настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы порховский священник отец Всеволод считает, что, может, у игумена и были "мысли на этот счет, но Господь его вовремя к себе забрал, оставив в нашей Церкви". Более того, отец Всеволод не исключает, что у Серафима были определенные, пусть и тайные, отношения с Зарубежной Церковью. Известно, кстати, что отец Серафим несанкционированно выезжал за границу. Но, конечно же, тайну свою он унес в могилу. И гораздо интереснее, наверное, задаться вопросом: почему же перешла в Зарубежную Церковь община?
Вопрос тем более актуальный, что подобная история произошла несколько лет назад в Вышгороде. По словам Геннадия Федорова, общину просто заманили большими деньгами: из-за рубежа им не раз привозили гуманитарную помощь. Но в самой общине такие факты отрицают, утверждая, что живут только за счет своего труда и пенсий. Кто тут прав - не так уж и важно. Наверное, главная проблема в том, что до таких вот отдаленных приходов ни у кого нет дела. Как нет дела до членов общины властям светским. Высокое, да и не очень, церковное начальство приезжает сюда только в случае ЧП. Вот и приходится запутавшимся людям искать истину в своем сознании. А оно не всегда дает правильный ответ.
Дер. Жаборы Псковской области