Архиепископ Истринский Арсений (слева) и архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн проводят чин присоединения. Фото Владимира Cуханова |
Митрополит Кирилл призвал собравшееся духовенство менять стереотипы проповеднического служения. "Нужно выйти за ограду храма и идти на заводы, в сельскую местность, на вокзалы. В колючей стихии современного мира, в некомфортной среде мы должны научиться нести слово о Боге", - таким видит будущее развитие православной миссии председатель ОВЦС.
О новых реалиях, с которыми сталкивается современный миссионер, рассказал архиепископ Иоанн. "Мы наблюдаем проповедь насилия, агрессии, безнравственности со стороны средств массовой информации; расцерковление общества, когда после феномена "второго Крещения Руси" (1988 г.) в наши дни заметен спад прихода людей в Церковь. Необходимо освятить проповедническим словом информационное поле и вовлекать большее число мирян в миссионерскую работу", - отметил архиепископ.
Патриарх Алексий II выделил три основных направления во внутренней миссионерской деятельности, главным адресатом которой должна стать молодежь. Это проповедь христианства, привносящая "церковный взгляд и миросозерцание во все сферы жизни общества"; воцерковление в сознании, образовании, традициях, "культурном делании людей"; противостояние "интервенции сектантства и оккультизма". "В
ХХI в. мы должны научиться пользоваться радио и телепространством, а также компьютерными сетями", - сказал глава Русской Православной Церкви.
Основным действующим лицом в практике воцерковления Алексий II назвал приходы-общины. "Уже сегодня надо обобщить первые как удачные, так и неудачные опыты активных приходов-общин. Необходимо соборным разумом определить, как должен развиваться современный приход и как на массовом уровне ответить на вызов времени", - подчеркнул Патриарх.
Говоря о противодействии религиозной экспансии, Алексий II особо выделил деятельность Римско-Католической Церкви за последние годы. "В 1997 г. в Вене стремились организовать встречу между мной и Иоанном Павлом II. Наша сторона была готова к этому и предложила подписать документ, в котором выражалось негативное отношение к политике прозелитизма и унии. Папа вычеркнул эти два слова - "прозелитизм" и "уния". Второй Ватиканский Собор назвал наши Церкви "Церквами-сестрами", но Католическая Церковь отошла от этого определения", - считает Патриарх.
Он также сообщил, что в середине ноября был организован комитет по празднованию 2000-летия Рождества Христова под председательством главы правительства Российской Федерации и главы РПЦ. Комитет принял план проведения юбилейных торжеств, включающий 129 мероприятий, направленных на свидетельство о Христе и о православии.
Миссионерский съезд работал по пяти направлениям. Первая секция, возглавляемая епископом Новосибирским и Бердским Сергием, занималась разработкой стратегии православной миссии в ХХI в. Вторая, под началом главного редактора издательства Московской Патриархии епископа Бронницкого Тихона, трудилась над выработкой концепции церковно-государственных отношений. Третья секция, во главе с ректором Московской духовной академии и семинарии епископом Верейским Евгением, обсуждала проблемы взаимодействия Православной Церкви и СМИ. О проповеди в молодежной среде говорилось на секции "Православная миссия и молодежь", которую возглавил архиепископ Костромской и Галический Александр. Противодействию сектантской и инославной агрессии была посвящена работа пятой секции, руководимой ректором Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископом Тихвинским Константином.
Съезд принял для направления в Священный Синод РПЦ итоговые документы: "Задачи и перспективы православной миссии в ХХI в." и миссионерскую программу "2000-летие Рождества Христова". Владыка Сергий отметил, что для успешной реализации этих программ необходимо создать при Московской Патриархии информационно-аналитический Центр; в каждой епархии создать миссионерские издательства и монастыри; возобновить деятельность по переводу Священного Писания на языки народов России.
Второй всецерковный съезд епархиальных миссионеров закончил свою работу молитвой миссионера, составленной начальником Алтайской духовной миссии архиепископом Владимиром еще в конце прошлого века. Молитву все участники съезда произнесли вслух вслед за Патриархом Алексием II.
Евгений Михайлов
ИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ к православию был совершен в храме "Всех скорбящих радостей" на Большой Ордынке архиепископом Истринским Арсением, архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном (Поповым) и епископом Новосибирским и Бердским Сергием (Соколовым). Это стало частью работы Второго всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви. За богослужением присутствовали делегаты съезда - священники, монашествующие, миряне, представляющие 77 епархий РПЦ. К Православной Церкви было возвращено 90 человек, среди которых бывшие иеговисты, адвентисты, баптисты, саентологи, муниты, католики, а также и увлекшиеся оккультизмом, сатанизмом. "Истинно, от всего сердца, отрицаюся язычества, протестантского лжеверия и заблуждения раскольников, - повторяли формулу отречения присоединяющиеся вслед за епископами. - Отрицаюся языческих жрецов, волхователей, протестантских и раскольничьих лжепастырей; действия их признаю суетными и душепагубными".
Архиепископ Арсений прочитал над ними разрешительную молитву, в которой сказано: "Прощаю и разрешаю вас от союза клятвенного и от всякого отлучения и запрещения, и от всех грехов ваших. Присоединяю к вере и телу Христову, совокупляю во имя Отца и Сына и Святого Духа". Над каждым человеком епископы совершили крестное знамение и рукоположение с молитвой о принятии "дара Духа Святого". Все, вновь вернувшиеся в Православную Церковь, за литургией причастились.
"Не каждый отступившийся имеет силы признать свою ошибку, - сказал архиепископ Арсений. - И мы должны принять таких людей с любовью, чтобы вновь не случилось трагедии. Я желаю, чтобы Господь даровал возвращающимся в Православную Церковь мужество стоять в вере до конца своих дней".
Для перехода христиан из других церквей в православие по канонам не требуется перекрещивания, тем более особого чина покаяния и отречения, который проводят некоторые священники. Для перехода католиков достаточно обычной исповеди и причастия, а для протестантов перед этими таинствами совершается еще и миропомазание. Единственным условием должно быть, что христианин из другой конфессии должен быть крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа. Обычай публичного покаяния существовал еще в ранние века христианства. Документально известны такие факты из эпохи Вселенских Соборов в начале IV века, когда бывшие иконоборцы, ариане перед всем народом отрекались от ересей.
Этот чин не впервые совершается в храме "Всех скорбящих радостей". Здесь вот уже шестой год действует Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий. За это время более тысячи человек участвовали в чине присоединения. Кроме того, сотням людей оказана помощь в избавлении от духовной зависимости от сектантов. Работа центра вызывает их недовольство и противодействие. Так, руководитель "Центра по реабилитации пострадавших от тоталитарных сект" отец Олег Стеняев подвергается постоянным угрозам, была попытка его похищения членами "Аум Синрике".