КПРФ идет с «народным референдумом» по стране, но предвыборная поддержка пока не растет. Фото с сайта www.kprf.ru
В КПРФ объявлена электоральная тревога, это подтверждает, например, открытый доклад Центра исследований политической культуры России (ЦИПКР). Партийные аналитики фиксируют резкое усиление недоверия граждан к коммунистам, которыми еще и слабо интересуются самые перспективные для выборов группы населения. Это женщины, люди средних возрастов, жители крупных городов и образованные россияне. Судя по всему, последним выходом из тупика системного консенсуса осталась лишь радикализация по отношению к «Единой России», а может быть, и к власти в целом. Похоже, за троном Геннадия Зюганова идет схватка за право определять – и определить генеральную линию партии.
Исследование под названием «Структура базового и потенциального электората КПРФ, проблемы роста поддержки партии» так и не было опубликовано на официальной сайте КПРФ ни до, ни после апрельского пленума ЦК. Хотя, очевидно, к этому мероприятию доклад ЦИПКР и готовился.
В документе говорится, что общее падение доверия к партиям наиболее сильно бьет именно по коммунистам: «Среди части протестного электората существует мнение, что КПРФ якобы не сможет реализовать свою программу. Один из барьеров – это убеждение, что «все равно к власти не пустят». А миф «столько лет в Думе, ничего не добились» по-прежнему распространяется политтехнологами власти и работает против партии». И, конечно, КПРФ граждане критикуют за «недостаточную оппозиционность».
Во многом это стало результатом, констатировали аналитики, очевидно провальной информационно-пропагандистской работы. Например, хотя в ходе идущего сейчас «народного референдума» вроде бы уже собрано более полутора миллионов подписей, по-прежнему есть большой разрыв между теми, кто поддерживает саму эту акцию КПРФ (70–80%), кто теоретически готов голосовать за партию (50%) и кто реально будет голосовать за нее уже сегодня (9–10%). Нужно найти, говорится в докладе ЦИПКР, баланс «идеологизированности», «оппозиционности» и «реальных дел». Эта фраза, видимо, подтверждает, что партией такой баланс пока не найден. А без хотя бы частичной мобилизации общепротестного электората «КПРФ сейчас вряд ли сможет повторить поддержку более 19–20% избирателей, как на прошлых выборах в Госдуму». Нынешний показатель восприятия оппозиционности КПРФ составляет около 8–10%, хотя ранее он достигал 20–30%.
Наибольший отрыв КПРФ от электората заметен среди людей 30–59 лет, женщин, молодежи и средних возрастов, материально обеспеченных и жителей больших городов. Поскольку одно из самых важных событий для партии – это будущие думские выборы, то стратегия на 2026 год, указывают в ЦИПКР, «требует четкого и жесткого конфликта и противопоставления»: «Мобилизация возможна только через линию разделения «Мы – они». Главный оппонент КПРФ – это ЕР. Ее союзник «Новые люди» точно находится «по ту сторону баррикад», это «политические поделки АП» – их можно и нужно открыто бить. Оппонировать ЛДПР следует только ситуативно, показывая, что они на прицепе у ЕР». Партии следует вести кампанию под ясными, сильными и конфликтно насыщенными лозунгами. Поскольку сейчас фактическая электоральная поддержка КПРФ (на март 2025-го. – «НГ») – это только 9% при потенциальной готовности проголосовать за нее у 55%.
ЦИПКР в очередной раз настаивает, что наибольшие лакуны в охвате социальных групп работой по ходу того же «народного референдума» – это лица с высшим образованием, обеспеченные слои населения, жители мегаполисов от 30 до 59 лет. Дан и прогноз электорального роста: «Если КПРФ мобилизует хотя бы треть из этих 55%, то рейтинг партии может вырасти до 18–20%». Правда, следует напомнить, что это будет всего лишь результат кампании 2021 года. Так что главная предвыборная цель коммунистов – это так и не налаженное с тех пор эффективное взаимодействие с женским электоратом, работающими гражданами среднего возраста и образованными жителями крупных городов.
Вроде бы появление такого доклада в канун выборов вполне закономерно, однако было бы более логично, если бы он попал на стол только к Зюганову и ограниченному числу членов президиума ЦК. Когда подобная публикация оказывается в открытом доступе, то это заставляет высказывать разные предположения. Например, о том, что сотрудники ЦИПКР – это крайне наивные люди. Или же, наоборот, что они настолько высокие профессионалы, что истина для них дороже интересов собственной партии. Понятно, что все это вряд ли так. Более вероятно, что проявление внутрипартийной борьбы. Летом будет съезд КПРФ для перевыборов ее руководства, вот за широкой спинкой трона Зюганова и началась схватка за посты и влияние на генеральную линию партии. Наконец, нельзя исключать и того, что какая-то группа внутри КПРФ делает закладку под будущие постзюгановские реформы: мол, мы вас предупреждали о плохой ситуации заранее.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил «НГ», что вряд ли публикация вышла без ведома партийного руководства: «Это разбор полетов по итогам прошедшей работы, после которого скорее всего будет публичная порка или руководителей реготделений, или кого-то из федеральных начальников. А может быть, даже и поводом для кадровых замен, хотя вряд ли серьезных и радикальных». То есть публикация критического исследования – это, по его мнению, мера по активации внутрипартийных процессов «под будущие дисциплинарные и технологические решения, чтобы руководство потом не обвиняли в необоснованных чистках».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев полагает, что надо отдать должное принципиальным и честным аналитикам КПРФ, которые «не лакируют свои исследования, а честно сообщают, что партия в кризисе». Однако, сказал он «НГ», в этом можно заметить и проявление внутрипартийной борьбы между «инерционной платформой и инновационной, между конформистами и оппозиционно настроенным активом». «Одни из своих личных интересов готовы похоронить партию, хотя в принципе для этого особых усилий и не нужно. А вторые, наоборот, хотят, чтобы партия обрела второе дыхание, для чего явно нужны перемены. Наверное, публикация доклада призвана актуализировать создание широкой коалиции изменений внутри КПРФ. Это и такой крик о помощи, и заодно «последнее китайское предупреждение» высшему руководству. Тут есть и диагноз, и вариант лечения», – подчеркнул Калачев. По его мнению, вполне допустимо, что это и сигнал о начале борьбы за образ КПРФ после Зюганова.
При этом в нынешнем году не просто региональные выборы, а тренировка и разогрев перед думской кампанией. И по последним данным очевидно, что власть помогать КПРФ не будет, наоборот, в планах администрации президента отдать ЛДПР второе место после ЕР, тогда как коммунистам при наиболее негативных раскладах придется биться за третье-четвертое место. «Конечно, действует давняя парадигма руководства партии: сохранить КПРФ для будущих боев. Но исследование ЦИПКР привлекает внимание к такой проблеме, что если все время стоять в стороне, то сохранять в итоге будет уже нечего», – заявил «НГ» Калачев. Он настаивает: «Слить выборы 2025 года, не слив при этом кампанию 2026-го, не получиться, вот аналитики и пытаются донести до верхушки, что пора активизировать партию перед большой федеральной кампанией. Если коммунисты будут бояться сделать шаг вправо или влево, то на думских выборах им почти ничего не светит».Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что «ЦИПКР – это серьезная научная школа профессиональной аналитики и социологии», им с момента создания еще в конце советских времен руководит Сергей Васильцов. «Излишне оптимистичные прогнозы опровергались бы очень быстро, поэтому центр предпочитает давать реалистичные прогнозы. И сейчас исследование ЦИПКР предупреждает самих коммунистов: партия в кризисе, в одной из самых сложных ситуаций, которые были в ее истории. С одной стороны наблюдается смена поколений, уходи часть электорального ядра, которая считали КПРФ преемницей КПСС, то есть «руководящей и направляющей» силой. Людям моложе сорока КПСС уже неинтересна. С другой стороны, в партии Зюганова на много сократился именно ядерный электорат. Одних избирателей разочаровали ее неудачи, как силы которая могла бы чего-нибудь добиться, для других она стала выглядеть слишком провластной», – подчеркнул Макаркин. Вот и получается, что хотя левые идеи в обществе популярны, поддержка КПРФ уменьшается. «Исследование проведено добротно в хорошем академическом стиле. Добросовестные профессионалы честно видят трудную ситуацию и пытаются на нее повлиять. Но если раньше исследования уходили в закрытом виде на стол руководству, то сейчас ситуация, похоже, зашла так далеко, что решено опубликовать все в открытую, чтобы мог ознакомиться весь актив», – предположил он.