Лидеру «Новых людей» Алексею Нечаеву по вкусу чисто российские сладости. Фото из Telegram-канала Алексея Нечаева
Как заметила «НГ», «Новые люди» стали сильно разбавлять свою либерально-модернистскую риторику патриотическими добавками, причем временами весьма «скрепными». Это, например, акции «В России вкуснее» или «Меняй на российское». Блогерам объясняют, как стать полезным стране, награждают за антидроновые системы и возят на СВО гумпомощь. Наверное, пятая системная партия посчитала, что прежнего электората не хватит, чтобы занять в Госдуме-2026 уже не последнее место.
В медиаресурсах «Новых людей» 23 апреля можно было узнать о продвижении партийного бренда одежды. Это соответствует модернистской позиции, внимание к которой городского электората и привело к тому, что Госдума-2021 пополнилась пятой фракцией.
Однако на конференции блогеров 22 апреля, то есть тоже на вполне традиционном для партии мероприятии, лидер «Новых людей» Алексей Нечаев уже рассказывал о новом тренде – о том, как быть полезным стране. Ранее в этой партии также похвалились теми людьми, которые пополнили ее ряды за прошедшие пять лет. И привели в пример всего четверых, каждый из которых так или иначе связан со СВО. Это и врачи, и волонтеры-гуманитарщики, а также бизнесмены и инженеры, которые придумывают и финансируют системы по борьбе с беспилотниками.
Позиционирование партии Нечаева особенно сильно меняется в последние полгода. Вот лишь некоторые этапы большого пути от либеральной и модернистской повестки к патриотической и иногда даже охранительской. Скажем, на днях «Новые люди» провели фестиваль ярмарок «В России – вкуснее!» в Екатеринбурге, Новосибирске, Липецке и Краснодаре с целью поддержать местных фермеров. С 17 апреля стартовал партийный проект «Семья начинается с тебя», цель которого – «сократить количество разводов». В начале этого месяца «Новые люди» провели акцию «Меняй на российское». В торговых центрах Москвы, Новосибирска и Костромы в специальных павильонах любой мог бесплатно обменять вещи западных брендов на продукт отечественного дизайна.
Осенью прошлого года «Новые» зашли на традиционную поляну других думских партий, объявив о разработке системы МигрантID. А вообще-то стоит напомнить о том, что именно Нечаев на первом заседании осенней сессии 17 сентября Госдумы заявил: «Если ушедшие западные компании хотят вернуться в Россию, они должны платить по-крупному».
Видимо, это некая целенаправленная работа, похожая на пересборку партийного электората. «Недовольных горожан», судя по всему, уже не хватает для более значительных выборных успехов. По причинам как объективным, вроде СВО, так и субъективным – из-за несовпадения политической риторики и практики «Новых людей» с прежними запросами избирателей-модернистов. Вполне возможно, кстати, что это еще и отражение того сценария на выборы Госдумы-2026, который проглядывает в ряде соцопросов. Это когда вслед за «Единой Россией» идет ЛДПР, а КПРФ отодвигается теми же «Новыми людьми» ближе к «Справедливой России – за правду» (СРЗП), чтобы именно обе левые силы сосредоточились на электоральном противостоянии друг другу (см. «НГ» от 09.04.25).
Источник «НГ», контактирующий с внутриполитическим блоком администрации президента, пояснил: «Сейчас есть новая установка на изменение позиционирования и электората «Новых людей». По социологическим замерам выходит, что работа в прежней парадигме исключительно на либеральный и модернистский электорат уже не будет успешной на выборах. Поэтому для партии спешно попытались найти новую повестку и не замещенную нишу, а те как раз есть на консервативно-правом фланге. Так что дали «Новым людям» маленькое ответственное поручение поработать с этой категорией избирателей. Но это чисто политтехнологический момент. И теперь будут смотреть: насколько успешно пройдет этот эксперимент в ходе выборов 2025 года». Либо он будет успешным, и партия нарастит результат, либо только заместит части электората без его роста – и тогда результат будет примерно тот же самый. Либо партия вообще резко упадет, а «тогда Нечаев пойдет на поклон в администрацию президента – и будет еще год на поиск новой повестки и нового электората».
Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ»: «На самом деле у «Новых людей» кризис идентичности. Новизна их риторики уже приелась, а за эти годы принципиального отличия от ЕР и ЛДПР они не показали, хотя это даже не нога, а отросток партии власти. Это напоминает о временах либеральной и консервативной платформ внутри ЕР, только теперь это «Новые люди» и ЛДПР». При этом он обратил внимание, что разные соцопросы дают по этой партии большой разброс оценок, а значит, она в зоне риска. При этом Обухов настаивает: «Устойчивого электорального ядра у «Новых людей» нет, у них составной электорат и чисто ситуативное голосование, по сути, заемное. Хотя либеральный электорат в 10–15% в России по-прежнему есть, он никуда не делся, но «Новые» на выборах президента смогли взять только треть от него. И это в то время, когда они эксплуатировали не просто модернистскую, а пацифистскую риторику». Кстати, тут же после выборов их кандидат присягнул на верность консенсусу по СВО, напомнил коммунист. «Вот потому для либеральной аудитории эта партия стала еще менее убедительной. Городской протестный электорат вообще капризный, на этом и КПРФ потеряла. Потому «Новые люди» собирают электорат по частям, разбавляя партийный курс разными идеологиями», – подчеркнул Обухов.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин подтвердил «НГ»: «Партия пытается провести имиджевый ребрендинг и переформатировать свой электорат. Дело в том, что радикально протестного избирателя сейчас в стране не осталось, такие либо уехали, либо не ходят на выборы. А они-то как раз и считались электоратом «Новых людей». Конечно, у партии Нечаева есть электоральное ядро, но вопрос: насколько оно большое?» Основная часть избирателей была умерено либеральная и протестная, а теперь партия пытается закрыть электоральную лакуну, «приглашая на вакантное место сторонников духовных скреп, ультра – или квасных патриотов». Между тем, считает Мухин, третье место в Госдуме «Новым людям» в будущем все же не светит, но они могут попытаться перехватить у СРЗП четвертое место.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «На самом деле «Новые люди» никогда не были чисто либеральным проектом, скорее их позиционировали как партию модернистскую, для среднего класса и прогрессивного избирателя – предпринимателей из малого и среднего бизнеса, жителей средних и крупных городов. Партия выступила на выборах в 2021 году на лозунгах за обновление и прогресс, за поддержку бизнеса и местного самоуправления, за образовательные проекты и инвестиции в будущее. Модернистскую повестка пересекается, но она все же не тождественна либеральному курсу». И он напомнил, что и раньше «Новые люди» «аккуратной красной нитью проводили патриотический нарратив»: «Просто на фоне других партий, ругающих либералов, «Новые» не выглядели антилиберальными. Но когда на президентских выборов часть электората Надеждина ушла к кандидату «Новых людей» возникли проблемы с имиджевым позиционированием. Они хотят подчеркнуть, что выступают за развитие страны исключительно с патриотических позиций в рамках спецоперационного консенсуса. Потому и за наиболее громкие провластные инициативы голосуют вместе со всеми. И поддержка традиционных семейных ценностей – это сейчас тоже часть консенсуса. Потому, дескать, и иностранные кампании пусть возвращаются, но за это платят. Но в то же время под самыми неоднозначными и репрессивными законами партия старается не подписываться». По словам Макаркина, сложность для «Новых людей» в том, что голосование за них неустойчивое, оно во многом зависит от внешних факторов. «За них по-прежнему скорее проголосуют те, для кого они представляют самую близкую идеологию из парламентских партий, а это умеренные либералы. Партия же хочет привлечь и умеренных патриотов. То есть и «либералов, которые за своих», и патриотов, которые «за самореализацию». Так что расчет здесь на расширение, а не замещение электоральной ниши», – пояснил Макаркин.