Голосование бумажными бюллетенями сформировало особую культуру выборов. Фото Reuters
В середине мая Госдума планирует утвердить поправки в избирательное законодательство, подготовленные парламентариями из «Единой России» во главе с сенатором Андреем Клишасом. Наибольшую критику вызвала попытка оставить голосование бюллетенями менее приоритетным по сравнению с электронным голосованием (ЭГ). Теперь ЕР обещает оппозиции вернуть бумажный формат. Это отвлечение внимания на неважную мишень. Стратегическая задача корректировок в том, чтобы сделать объективно непроверяемыми результаты неизбежных в перспективе цифровых выборов.
О том, что в ходе второго чтения предполагается учесть ряд замечаний оппозиционных фракций – прежде всего КПРФ и «Справедливой России – за правду» (СРЗП), сообщил председатель Госдумы Вячеслав Володин.
«Обсуждается поправка о возможности граждан голосовать с использованием бумажного бюллетеня при проведении ЭГ», – пояснил он.
Первое чтение законопроекта группы Клишаса прошло на Охотном Ряду 1 апреля – и аргументы единороссов, которые настаивали на том, что на самом деле они именно возвращают бумажные бюллетени, действительно звучали смешно. С одной стороны, оно вроде бы и было так: сейчас ст. 64 закона об основных гарантиях избирательных прав говорит о полной замене традиционного формата на ЭГ. С другой стороны, от ЕР не удавалось услышать ответа на вопрос: почему в отношении голосования бюллетенями принята формулировка «может проводиться»? Причем по отдельным решениям Центризбиркома или региональных комиссий. Коммунисты, например, требовали прямо указать на равноценность обоих форматов.
«Прорабатываемое решение снимает замечания и вопросы, которые звучали на пленарном заседании в ходе обсуждения законопроекта в первом чтении», – отметил Володин. То есть избирателям будет предоставлена альтернатива, подчеркнул он и выразил надежду, что соответствующую инициативу поддержат КПРФ и СРЗП. Правда, бумага полноценно вернется на участки лишь при проведении тех кампаний, которые будут назначены после 1 января 2026 года. Таким образом, компромисс в том, что для выборов этого года – генеральной репетиции перед Госдумой-2026 – и ЭГ, и его дистанционный вариант (ДЭГ) по-прежнему будут приоритетными.
Наверное, обе фракции на такой компромисс пойдут, однако заранее можно сказать, что их внимание отвлекается на негодную цель. Конечно, вроде бы разговор идет о самом главном их враге в виде тех же ЭГ и ДЭГ, которые поправками Клишаса все более укореняются в правовом поле при отсутствии реального общественного контроля над этими технологичными форматами. Проблема в том, что, когда корректировка закона будет проведена, такой контроль станет объективно невозможен, а результаты того или иного голосования – принципиально непроверяемыми.
Напомним, что нынешняя инициатива касается множества позиций. Это и отмена довыборов по округам в последний и предпоследний годы перед переизбранием представительного органа, и приписка пресловутых «зарубежных избирателей» только к выборам по партспискам. Это также право на полную видеофиксацию сотрудниками Минюста и избиркомов предвыборных съездов партий и запрет финансировать кандидатов не только иноагентам и аффилированным с ними лицам, но и фигурантам списка подозреваемых в причастности к экстремизму и терроризму. Но, похоже, ключевое положение – это обновление вроде бы технического закона «О государственной информационной системе «Выборы» (ГАС «Выборы»).
Только что введенное в эксплуатацию новое поколение данной системы полностью цифровое, а значит, оно открывает перспективу для проведения таких же избирательных кампаний. Так вот, из имеющихся в тексте поправок, судя по всему, следует, что обслуживающий персонал ГАС «Выборы» будет выведен из-под действия избирательного права. То есть как минимум сисадминам трудно будет предъявить претензии. Если же для обслуживания этой ГАС еще и будет привлечено одно из специальных ведомств, то станет невозможной и какая-либо проверка проведенной им в ходе выборов работы.