Гендиректор Судебного департамента Владислав Иванов доложил о планах по укреплению судейского корпуса. Фото с сайта www.cdep.ru
В Судебном департаменте при Верховном суде РФ продолжают заявлять о тревожной тенденции – постоянном увеличении числа вакансий среди судей и работников аппарата судов. Это приводит к росту нагрузки на тех, кто еще работает, после чего многие из таких служителей Фемиды принимают решения об уходе. Это считается результатом выгорания, которое собираются компенсировать мерами по повышению «профессионального долголетия». Эксперты считают, что судебная система выгорела до настоящего кадрового дефицита из-за своей закрытости от юристов, например, из адвокатуры или образовательной сферы.
«Руководство судейского сообщества работает над программой продления профессионального долголетия судей, борьбы с профессиональным выгоранием и стрессами», – сообщил гендиректор Судебного департамента при Верховном суде РФ Владислав Иванов. Напомним, что в начале этого года дефицит кадров в штатном расписании судебной системы оценивался примерно в 20%. Для сотрудников аппарата более актуальны, судя по всему, низкие зарплаты при высокой ответственности, однако это тоже приводит к профессиональному выгоранию.
На въездном совещании руководства Судебного департамента с начальниками его региональных управлений Иванов в очередной раз забил тревогу: «Мы отмечаем тенденцию к увеличению вакансий среди судей и работников аппаратов судов. Судьи, которые могли бы еще работать, принимают решение об уходе в отставку». Поэтому одна из основных целей на ближайшее время – заботиться о том самом «профессиональном долголетии».
Юристы, опрошенные «НГ», настаивают, что причины кадровых проблем связаны не столько с отсутствием претендентов на судейские вакансии, сколько с чрезмерной закрытостью данной сферы от как бы посторонних профессионалов. Потенциальную возможность получить должность судьи имеют в основном те, кто начинал с секретарей или помощников, или бывшие силовики. Адвокаты и деятели правовой науки или юридического образования редко попадают в круг служителей Фемиды.
По словам адвоката юргруппы «Яковлев и Партнеры Евгении Рыжковой, нехватка кадров не только среди судей, но и среди иных судебных сотрудников сказывается на сроках рассмотрения дел и понижает качество правосудия. Однако такие последствия загруженности судов – это еще не самая главная проблема системы. Часто, мол, возникают сомнения и в объективной возможности считать нынешних судей независимыми фигурами. Основная их часть – это юристы без практического опыта работы, которых в основном учили «исполнять приказы руководителя». «Независимость и самостоятельность автоматически вместе со статусом не приобретаются», – подчеркнула Рыжкова. При этом с каждым годом снижается количество желающих работать за небольшую зарплату неизвестное количество лет, чтобы потом претендовать на высокий статус: например, выпускников юрвузов уже трудно завлечь на работу без выходных лишь обещаниями хорошей должности в будущем.
Адвокат, советник юрфирмы «ЮСТ» Михаил Чугунов подтвердил «НГ», что одна из главных проблем – это круг лиц, из которых формируется судейский корпус. При этом он заметил, что, помимо этого, к будущим служителям Фемиды предъявляются, например, чрезвычайно либеральные требования относительно возраста кандидатов. Стать судьей подавляющего большинства судов можно уже с 25 лет, хотя в отношении таких «вряд ли можно говорить о наличии какого-то серьезного жизненного опыта, соотносимого с той ответственностью, которая возлагается на судей, и со значением принимаемых ими ежедневно решений».
Старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин считает, что если всерьез рассуждать о кадровой реформе суда, то ключевым здесь будет вопрос об упразднении искусственного барьера для допуска в профессию. Чтобы судьями становились не только представители аппарата, работники правоохранительных органов и прочие уважаемые специалисты из госорганов, но и адвокаты. «Опыт последних в защите прав людей и справедливости в нынешних тяжелейших условиях и при обвинительном уклоне правосудия бесценен», – подчеркнул он. Однако, заметил Добрынин, «адвокаты в нынешний исторический период, увы, зачастую воспринимаются не как носители уникальных знаний и ценностей, не как такой же неотъемлемый элемент системы правосудия, как обвинитель, а фактически как лишнее звено – со всеми вытекающими последствиями». А судьи по-прежнему остаются максимально закрытой кастой – и тоже со всеми вытекающими последствиями для правосудия.
Партнер консалтинга Legal principles Елена Ковалева настаивает, что ротация кадров в закоснелой судебной системе могла бы пойти только на пользу правосудию. В то же время она напомнила и о принципе несменяемости судей, что, по ее мнению, может вселять в некоторых представителей судейского сообщества «ложное представление об уверенности в завтрашнем дне». Так что в целом судебным властям страны было бы «гораздо важнее уделить внимание стремительно снижающейся квалификации представителей профессии и принять меры именно в этом направлении».