0
249
Газета Политика Печатная версия

07.04.2025 20:13:00

Сотрудникам ФСИН выдадут новый этический кодекс

Проблемы уголовно-исполнительной системы, видимо, останутся прежними

Тэги: фсин, уис, сотрудники фсин


фсин, уис, сотрудники фсин Правила поведения для всех обитателей мест лишения свободы установлены давно. Фото РИА Новости

В Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) скоро появится новый Кодекс этики сотрудников исправительных учреждений. Их в очередной раз обяжут быть корректными и вежливыми, проявлять уважение и внимательность к заключенным. Эксперты напомнили «НГ», что похожий документ действует в уголовно-исполнительной системе (УИС) с 2012 года, а проблем с тех пор меньше не стало. Руководство ФСИН понимает необходимость реформ, но в УИС пока так и остаются низкие зарплаты, невысокий профессионализм и кадровый дефицит.

О Кодексе этики сотрудников УИС говорится в законопроекте, который уже внесен правительством РФ в Госдуму. Он призван «устранить неопределенности, уточнить условия работы в УИС и детали прекращения службы». Именно для укрепления дисциплины ФСИН и издаст Кодекс этики и служебного поведения, после чего нарушение даже этических норм может стать основанием для привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности. Например, в законопроекте говорится об увольнении за «неформальные» отношения сотрудников с фигурантами уголовных дел и заключенными.

Между тем ныне действующий Кодекс этики и служебного поведения был утвержден еще в 2012 году. В этом документе, как заметил «НГ» член президентского Совета по правам человека Александр Брод, есть много правильных слов. «Однако за 13 лет мы узнали и о фактах коррупции, и о многочисленных нарушениях прав подследственных и осужденных. В нынешней ситуации необходимо думать не о красивых заклинаниях, а об укреплении статуса сотрудника УИС», – настаивает правозащитник.

В подтверждение этому Брод привел ряд данных. Некомплект личного состава ФСИН достиг 23%, о чем говорилось на прошлогодней коллегии ведомства. А в интернете есть информация со ссылкой на ФСИН, что УИС не хватает почти 54 тыс. сотрудников. В 16 регионах дефицит кадров превышает 40%, в 29 – 30%, а в одном из регионов этот показатель и вовсе 55%. И это прежде всего связано с низкой зарплатой, отчего говорить о профессиональном уровне сотрудников УИС ныне сложно. «Безусловно, есть и профессионалы, и патриоты своего дела, но практика обнажает и вопиющие случаи нарушений», – заявил Брод.

На вопрос «НГ», будет ли работать Кодекс этики в условиях закрытой системы, учредитель московской коллегии адвокатов «Постанюк и партнеры» адвокат Владимир Постанюк констатировал, что само по себе введение этических норм не гарантирует искоренения насилия и ненадлежащего поведения сотрудников. По его словам, нужен «строгий регулятор, эффективный контроль за соблюдением установленных норм и неотвратимость наказания за их нарушение».

Правозащитник Иван Мельников считает, что Кодекс этики, как говорится, «имеет место быть», по крайней мере его существование не приводит к негативным последствиям. Он подчеркнул, что помимо неуставных отношений стоило бы более четко прописать и недопустимость грубого общения с заключенными.

Вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов уверен, что у сотрудников УИС есть потребность в ориентирах поведения, ведь служат они в непростых условиях. Ежедневная нагрузка, сложные взаимодействия с осужденными и необходимость поддерживать порядок требуют ясных морально-нравственных стандартов. «Кодекс должен помочь в решении таких задач, как укрепление дисциплины, повышение уровня профессионализма и улучшение атмосферы в местах лишения свободы», – считает Кузнецов.

В то же время проблемы мест лишения свободы имеют слишком глубокие корни. Так что, с одной стороны, у руководства ФСИН есть стремление к гуманизации, о чем говорят реформы последних лет. С другой стороны, сохраняются все прежние вызовы и трудности, диктующие применение именно комплексного подхода. Ведь система ориентирована на выполнение формальных задач, что не всегда способствует созданию условий для устойчивых позитивных изменений. Для этого нужен пересмотр приоритетов: больше внимания уделять реабилитации осужденных и повышению открытости системы. Сам этический кодекс может и не оказаться действенным, если не сопровождать его другими мерами. В качестве их примера Кузнецов привел увеличение и финансирования, и социальных гарантий, улучшение работы по подготовке кадров, в том числе и психологической.

Руководитель адвокатской группы «Логард» Сергей Колосовский и вовсе считает, что изменения сугубо технического характера вряд ли существенно повлияют на обстановку. А они главным образом касаются неурегулированных рабочих вопросов: сроков увольнения, порядка снятия дисциплинарных взысканий и пр., с чем сотрудники УИС так или иначе сталкиваются. А именно к этому и сводится 90% текста законопроекта. «Безусловно, корректировка законодательства необходима во всех сферах правоприменения, поскольку после принятия любого закона практика выявляет аспекты, недостаточно четко им определенные. Однако в большинстве случаев, как и в том, что обсуждается, не следует придавать таким изменениям большего значения, чем они действительно заслуживают», – отметил адвокат.

Упоминание в законе обязанности сотрудников УИС соблюдать Кодекс этики и служебного поведения выглядит современно, если не помнить о том, что такой он был утвержден в 2012 году. Приказом именно того директора ФСИН, который «впоследствии был пойман на мошенничестве в особо крупном размере».

Так что нынешнее уточнение дублирует норму регулирования для органов внутренних дел, в соответствующем законе есть указание на обязательность соблюдения Кодекса этики и служебного поведения. Опыт применения данной нормы, по мнению Колосовского, позволяет сказать, что та мало влияет на работу полицейских.

Соответственно и аналогичное положение законодательства об УИС «никак не изменит ни условий службы в ФСИН, ни поведения ее сотрудников». Низкие зарплаты и низкий престиж отнюдь не способствуют приходу специалистов, обладающих высокими моральными качествами и необходимым уровнем профессиональной подготовки. А максимальная закрытость пенитенциарной системы и тотальная зависимость осужденных от сотрудников порождают питательную среду для многочисленных злоупотреблений, искоренить которые не способны никакие формальные запреты и изменения законодательства. Как напомнил «НГ» Колосовский, император Петр I в одном из своих указов говорил, что «тюрьма есть ремесло окаянное, и для скорбного дела сего нам зело потребны люди необманные, твердые, добрые и веселые». Очевидно, что все названные качества редко совмещаются в среднестатическом сотруднике ФСИН. И только постепенное повышение, с одной стороны – личной мотивации сотрудников, с другой – прозрачности системы, включая усиление общественного и вневедомственного, например, прокурорского, контроля, смогут изменить ситуацию к лучшему. 


Читайте также


Мер против тюремного экстремизма выработано немало

Мер против тюремного экстремизма выработано немало

Екатерина Трифонова

Оказавшиеся за российской решеткой иностранцы продолжают радикализироваться

0
5002
Тюремное население продолжает исчезать

Тюремное население продолжает исчезать

Екатерина Трифонова

Количество заключенных сокращается – в отличие от числа уголовных дел

0
6412
Ничья в пользу сына бананового магната

Ничья в пользу сына бананового магната

Ирина Акимушкина

Президентом Эквадора станет тот, кто обеспечит безопасность населения и проведет электричество в дома

0
14401
Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Екатерина Трифонова

Видеосвидания с подзащитными разрешены только в тюремных помещениях

0
2976

Другие новости