В партии, основанной Владимиром Жириновским, до сих пор полагаются только на него. Фото агентства «Москва»
ВЦИОМ сделал соцопрос о доверии к ныне покойному основателю ЛДПР Владимиру Жириновскому. За время после его смерти 6 апреля 2022-го этот индекс в целом вырос с 60 до 66%, при этом превышая 50% среди избирателей любой партии. Как известно, выборы в Госдуму – 2026 стартуют по завершении общегосударственных мероприятий в честь 80-летия Жириновского. Но и в этом году он как бы опять возглавит все партийные списки. В борьбе за второе место ЛДПР будет важна еще одна цифра: 56% считают, что этот самостоятельный политик представлял реальную политсилу.
Нынешние данные по Жириновскому приурочены к очередной годовщине его смерти, но ВЦИОМ приводит для сравнения только одно исследование. То, которое прошло по горячим следам события 30 апреля 2022 года. Иных результатов не предоставлено, как и объяснений, для чего понадобился новый опрос.
Презентация его результатов проведена весьма необычно для ВЦИОМ. Сразу выложены и комментарии специалистов, показана и разбивка по категориям опрошенных. Однако вместо обычного «соцдема», то есть половозрастной, образовательной структуры респондентов, уровня их доходов и, скажем, места жительства, приведены как бы политические взгляды. Правда, так и не указано, что означает отнесение участников опроса к той или иной партии – «Единой России», КПРФ, самой ЛДПР, «Справедливой России – За правду» (СРЗП) и «Новым людям». То ли это члены данных партий, то ли их электорат, то ли просто некий широкий круг сторонников или почитателей.
Впрочем, данный замысел ВЦИОМ становится понятнее в контексте представляемых данных по самому Жириновскому. Чуть менее трех лет назад безусловно ему доверяли 19%, теперь – уже 23%, а скорее доверяли тогда 41%, ныне же это все 43%. Более существенное падение демонстрируют негативные ответы: скорее не доверяли Жириновскому в конце апреля 2022-го 20%, сейчас – лишь 14%. О безусловном недоверии тогда сказали 11%, но таких уже осталось только 9%, хотя на ту же величину выросло число затруднившихся с ответом. А вот в личном отношении к экс-лидеру ЛДПР изменений фактически нет: больше 60% по-прежнему отзываются о нем хорошо, а плохо – всего-то пара-тройка процентов. Впрочем, безразличными к Жириновскому остается все та же треть респондентов, что и три года назад.
Зато из среза тех самых партийных предпочтений опрошенных складывается любопытная картинка. Никак не менее половины в графе любой из партий доверяют Жириновскому и относятся к нему вполне положительно. Этот же благоприятный партийно-политический расклад ВЦИОМ показал и по итогам выяснения, кем вообще можно считать Жириновского. Самостоятельным политиком, представлявшим реальную политсилу, тем ли, кто работал на власть, но скрывал это, или все-таки просто скандальным шоуменом? Большинство респондентов – теперь уже 56% против 54% трехлетней давности выбрало именно первый вариант ВЦИОМ. Оценка в качестве скандально известного деятеля несколько снизилась, тогда как точка зрения на его несамостоятельность чуть подросла.
В самом конце опроса есть еще одна интересная деталь, которую ВЦИОМ вовсе не акцентирует. Конечно, говорится, что ныне самым известным прогнозом Жириновского опрошенные называют его слова об Украине. Однако уже не 15%, а 16% заявили, что не запомнили ни одного пророчества бывшего вождя ЛДПР. Стоит отметить, что авторитет Жириновского в качестве безошибочного провидца сейчас как раз и раскручивает не только его родная партия, но и немалая часть госСМИ. В соцсетях же замечены явные следы взятых подрядов либо чисто на восхваление этой партии, либо на представление ее блестящих электоральных перспектив. А каждый член ЛДПР, судя по всему, должен при каждом удобном случае напоминать о том, что предрекал или завещал вождь. Кстати, «НГ» на днях получила возможность доподлинно выяснить, что рассуждения о втором месте ЛДПР после ЕР на предстоящих выборах этого и будущего годов – реальный нарратив, похоже, спущенный с самого верха власти. Так что ВЦИОМ не стал оставаться в стороне от соответствующей работы. А нынешний лидер ЛДПР Леонид Слуцкий, отзываясь на данные этого соцопроса, заявил именно о «постоянном росте политического веса» партии, основанной Жириновским.
Напомним, что по указу президента РФ в 2026 году пройдут общегосударственные и всероссийские мероприятия в честь 80-летия Жириновского. Действует оргкомитет, который возглавляет председатель Госдумы Вячеслав Володин, в составе этого органа, например, есть и высокопоставленные чиновники кремлевской администрации, и руководители гостелекомпаний. День рождения Жириновского – это 25 апреля, а это значит, что избирательная кампания стартует как раз по следам кампании мемориальной. Однако, судя по всему, был сделан расчет, что опять ставить Жириновского во главе всех партсписков ЛДПР необходимо уже в этом году. Чтобы усиление ее электоральной поддержки показало динамику, а стало быть, обусловило и логику выборного успеха 2026-го. А иначе каким образом тогда наделять партию высокими процентами, если за год до того она ничего особенного не демонстрировала? Заметим, что еще в конце прошлого года в среде политтехнологов доминировало мнение о проблемах ЛДПР с электоратом ядерным, не говоря уже о периферийном. Звучали, кстати, и сомнения в способности действующего лидера дать партии если не больше, чем Жириновский, то хотя бы что-то. Но теперь никаких инвектив на этот счет уже не звучит.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев, напротив, заявил «НГ», что хотя «Жириновский и пиетет по отношению к нему – это, конечно, часть имиджевого позиционирования ЛДПР, в последние годы партия раскручивает и новое собственное реноме». По его мнению, ЛДПР эксплуатирует чисто эмоциональные темы, которые ей позволены, но часто не позволены другим. Например, тему национальную – защиту русских. Калачев настаивает, что к своему 35-летию партия подошла, переосмыслив многие свои позиции за именем нового лидера, например, в статье «ЛДПР продолжает борьбу». При этом у нее явно есть поддержка сверху, кстати, и сам Жириновский всегда был верным союзником власти. И это тоже работает на ЛДПР. «Конечно, нынешний лидер парламентский политик, а не оратор и трибун, у него нет харизмы Жириновского, но так и зачем партии это выпячивать?! При этом у ЛДПР все же есть свой электорат, что иногда выстреливает в регионах. Не надо думать, что у партии нет ядра избирателей, что она использует исключительно образ основателя», – сказал Калачев.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин заметил, что ЛДПР эксплуатирует образ своего основателя как пророка: «При этом чем дальше уходит образ от живого носителя, тем это эффективнее с политтехнологической точки зрения. Ушедшего чтут с большим пиететом, чем живого. И сейчас раскручивают не столько самого политика Жириновского, сколько его наследие. И у бренда ЛДПР, конечно, есть свой электорат – это радикальные националисты, но он малочисленный, если не сказать маргинальный. Так что электоральное ядро партии – это действительно сторонники Жириновского». Мухин считает, что кампания 2025 года больше внутриполитическая, во многом – региональная, но в 2026-м уже будут играть роль и внешнеполитические факторы, и федеральные тренды, а потому время для раскрутки своего наследия ЛДПР выбрала логичное. «Если бы, к примеру, ЛДПР не говорила о Жириновском несколько лет, а в 2026-м о нем вспомнила, то тогда бы это не дало электорального эффекта», – пояснил он.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин подтвердил «НГ», что «голосование за ЛДПР – это в значительной степени голосование за Жириновского, его сторонники – это электоральное ядро ЛДПР, остальные избиратели – это периферия, приходящая в разное время по разным причинам». На сегодня в условиях политического дефицита – это узнаваемый бренд № 3 после ЕР и КПРФ, но «все-таки образ Жириновского усиливает поддержку бренда». А другого мощного мотора для этой партии не видно, хотя этого особо и не требуется, тем более что образ Жириновского за годы без него приобрел новые черты – пророка, который предполагал тот путь, по которому идет современная история страны, предсказал конфликт с Западом, а у нас «всерьез относятся к предсказаниям». «Особенность ЛДПР сегодня в том, что она аккумулирует значительную часть патриотического электората, ту часть, которая не поддерживает власть. Конечно, выборы 2025-го – это подготовка к 2026-му. И по инерционному сценарию, если образ основателя протащит ЛДПР к успехам сейчас, то это сработает и в будущем году», – сказал Макаркин.
Макаркин напомнил, что помимо нынешней раскрутки ЛДПР сверху, симпатии к Жириновскому органично вырастали еще при его жизни, потому что изменялся политический вектор. Многое из того, что в 90-е утверждал Жириновский и что тогда казалось неприемлемым, в нулевые годы стало для большинства вполне приемлемым. Например, «омыть сапоги в Индийском океане» или «отправить либералов на Колыму». И сейчас многие из его прошлых электоральных противников значительно пересмотрели свои взгляды. Те, кто называл Жириновского радикалом, теперь пришли к мнению, что нужно еще сильнее ужесточать курс.
Член центрального совета СРЗП Михаил Емельянов согласился, что Жириновский и раньше отражал настроения части элит, а сегодня это настроения фактически всей элиты. «Из него самого лепят икону, а ЛДПР достается поддержка в знак благодарности сверху ее основателю. Плюс ЛДПР – это верный союзник и партнер власти, и ее фаворит, как, впрочем, и «Новые люди». Поэтому есть ощущение, что ЛДПР будут всеми силами протаскивать на второе место, а «Новых» – на третье. КПРФ должна занять четвертую позицию на выборах, СРЗП – пятую», – пояснил он «НГ». И добавил, что, наверное, «это как-то постараются хотя бы частично отработать на региональных и муниципальных выборах, чтобы и на выборах в Госдуму такие же результаты смотрелись естественно».