0
985
Газета Политика Печатная версия

03.04.2025 20:25:00

Конвойные помещения в судах обещают привести к правовой норме

Правительство исполняет постановление КС РФ, но средства выделяет по минимуму

Тэги: суд, судебная система, конфойное помещение, содержание под стржей

Online версия

суд, судебная система, конфойное помещение, содержание под стржей Для обвиняемых часто ожидание вызова на судебный процесс тяжелее пребывания в СИЗО. Фото РИА Новости

В Госдуме лежит без движения инициатива правительства улучшить содержание обвиняемых в конвойных помещениях при судах. Она подготовлена Минюстом в связи с постановлением Конституционного суда (КС) РФ, который распорядился гуманизировать закон «О содержании под стражей». По словам экспертов, ситуация в «конвойках» далека даже от минимальных норм. Однако обеспечить условия для комфортного ожидания правосудия, видимо, не удастся. 

Подозреваемые и обвиняемые, то есть люди, чья вина еще не доказана, неоднократно и в разные инстанции жаловались на пыточные условия в «конвойках». И летом прошлого года одна из подобных жалоб дошла до КС: речь шла о том, что гражданин ожидал правосудия в отсутствие воды, еды, а также жизненного пространства и санитарных удобств. 

В итоге то положение, что правил для конвойных помещений в судах фактически нет, КС признал не соответствующим Конституции и поручил законодателю системно отрегулировать проблему.

Соответствующий законопроект правительства в конце марта поступил в Госдуму, но уже неделю никуда не продвигается, да и в целом предварительно определен для рассмотрения только в мае. Впрочем, опрошенные «НГ» юристы заранее сомневаются, что поправки Минюста в их нынешнем виде действительно соответствуют гуманистическому подходу КС. Как из-за неконкретизированных и в основном отсылочных норм, так и из-за явной неготовности властей потратиться на обещанные улучшения.

Например, согласно проекту, в судах должны появиться «специальные помещения для временного содержания обвиняемых и подозреваемых», где их обещают бесплатно кормить и лечить. С той припиской, что если имеется такая возможность. На это обратил внимание «НГ» председатель комиссии по защите профессиональных прав адвокатов Адвокатской палаты Ленинградской области Евгений Тонков. Он напомнил, что для многих транспортировка из СИЗО в суды и обратно превращается в дополнительное испытание. А его тяжесть напрямую зависит от человеческих качеств конвоиров и тех же условий содержания. Он считает, что отлагательное условие демонстрирует неверие самих авторов законопроекта в реалистичность данных новаций. Кстати, по замыслу тех же авторов новые нормы вступают в силу лишь с 1 июля 2026 года.

Однако по-настоящему концептуальный ответ на вопрос о будущем этого законопроекта, заявил Тонков, можно найти в его финансово-экономическом обосновании. Там написано, что на его реализацию выделяется сумма до 62 млн руб. с небольшим «при условии представления Судебным департаментом при Верховном суде РФ соответствующих расчетов и обоснований». То есть с учетом 2337 действующих судов общей юрисдикции каждому из них достанется примерно по 26,6 тыс. руб. «Этой суммы будет недостаточно даже на «косметические меры», поскольку изначально необходимо профинансировать как минимум три составляющих: увеличение площади имеющихся помещений и их ремонт, а также оборудование таковых в старых зданиях судов, где это вообще не было предусмотрено. И это еще до решения проблем с обеспечением горячим питанием и в целом возвращением человеческого отношения к обвиняемым», – настаивает Тонков.

По словам адвоката Александра Караваева, делая важный шаг в сторону необходимости соблюдать элементарные права задержанных, подозреваемых, обвиняемых, конвоируемых, то есть уважать достоинство их личности, законопроект тем не менее остается крайне неконкретным. Например, он предусматривает необязательность наличия в судах помещений с определенными минимальными стандартами, а введение таких стандартов лишь «при наличии» данных помещений. А между этими понятиями большая разница. Более того, не предусматриваются, собственно, и механизмы ни для появления таких помещений, ни для улучшения уже имеющихся. А давно известно, что здания еще советских времен зачастую просто не могут соответствовать новым стандартам. Однако никаких санкций к отдельному суду за отсутствие помещения не предусмотрено. На практике это означает, что «конвоируемых проще содержать в автозаках на протяжении многих часов, чем пытаться изменить то, что в принципе изменено быть не может». Указал Караваев и на положение проекта об обеспечении обвиняемых бесплатным питанием, что возложено на «сотрудников мест содержания под стражей». Остается вопрос, о каком ведомстве идет речь – о ФСИН или МВД, каждое из которых занимается конвоированием. Однако, считает Караваев, уже хорошо то, что Минюст все же предпринимает ряд шагов, направленных на улучшение условий этапирования и содержания, пытаясь решить проблемы, складывавшиеся на протяжении десятилетий. Пусть даже это и происходит во исполнение решения КС РФ, а не по инициативе самого ведомства.

Cтарший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин напомнил «НГ», что проблему «конвоек» законодатели безуспешно пытаются решить уже более десятка лет. А это необходимо, ведь по нормативным требованиям площадь, приходящаяся на одно место в камере для лиц, содержащихся под стражей в здании суда, должна составлять не менее 4 кв. м, а помещение для двух служебных собак, по тем же требованиям, – не менее 9 кв. м. То есть «в судах собаки содержатся в чуть лучших условиях, чем люди». При этом сам законопроект, заметил Добрынин, вряд ли можно назвать успешным и окончательным решением проблемы, на которую указал КС. Конечно, стоит приветствовать, что законодатели обязывают систему обеспечивать конвоируемых бесплатным питанием и медико-санитарным обслуживанием. Однако по-прежнему не определены базовые условия их содержания, обязанность их устанавливать «элегантно переложена на Судебный департамент при Верховном суде». Аналогичная ситуация и с определением нормы площади на одного человека, а также требованиями к материально-техническому оснащению и санитарно-гигиеническому состоянию помещений для временного пребывания. Это возложено на полдесятка ведомств, а также на власти субъектов РФ. «Поэтому очевидно, что даже если проблема и будет решаться, то не единовременно и с множеством сложностей, связанных с внутриведомственными интересами и противоречиями, а это негативно скажется на защите прав граждан. Остается надеяться, что в процессе прохождения через парламент законопроект будет должным образом доработан», – подчеркнул Добрынин.  

Как сказал «НГ» советник Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Игорь Пастухов, в законопроекте правительства отсутствуют признаки системности, он не решает проблему комплексно, опираясь на пять будущих подзаконных актов без четких критериев их оценки судами. И остается открытым ключевой вопрос: почему нормы площади не закреплены прямо в законе, а переданы на уровень ведомственных решений?

Вице-президент адвокатской палаты Краснодарского края, член комиссии Совета ФПА по защите прав адвокатов Ростислав Хмыров пояснил «НГ», что постановление КС от 09. 07. 2024 № 36-П – это безусловно важный шаг к защите прав лиц, содержащихся под стражей. И суд обоснованно пришел к выводу о том, что правовая неопределенность с содержанием подозреваемых, обвиняемых и осужденных в конвойных помещениях судов ведет к грубому нарушению их конституционных прав – на достойное обращение, личную безопасность, защиту от пыток и бесчеловечных условий содержания. Именно потому КС полагает необходимым устранить эту неопределенность, установив соответствующее нормативное регулирование. Обращает на себя внимание и то, сказал Хмыров, что КС указывает на ключевые моменты такого регулирования, которые должны определяться именно федеральным законом. Однако сам законопроект, которым намерены устранить существующую правовую неопределенность, содержит именно бланкетные нормы. К примеру, несмотря на то, что норма санитарной площади на одного человека установлена ст. 15 закона «О содержании под стражей», законодатель посчитал необходимым передать полномочия по ее установлению в конвойных помещениях судов Судебному департаменту при Верховном Суде РФ и законодательным органам субъектов РФ. В указанных обстоятельствах, полагает Хмыров, ожидаемый от постановления КС эффект скорее всего не будет достигнут.

Однако он, справедливости ради, упомянул и положительные стороны законопроекта. Так, тот содержит указание, что подозреваемые и обвиняемые, конвоируемые из мест содержания под стражей, обеспечиваются бесплатным питанием, что возлагается на сотрудников мест содержания под стражей. Предусмотрено и медико-санитарное обеспечение и порядок приема пищи, которые также подлежат регламентированию. Для решения же проблемы в целом, еще раз напомнил Хмыров, надо приводить конвойные помещения судов в соответствие с нормами по санитарной площади, отвечающими требованиям гигиены, на одного человека, которые установлены в ст. 15 закона «О содержании под стражей», для чего, однако, необходимы действительно колоссальные затраты. Потому что потребуется строить новые суды, так как их действующие здания в большинстве своем морально устарели и не соответствуют современным реалиям.


Читайте также


Президент России представил Совету Федерации для назначения на пост судьи Конституционного суда РФ кандидатуру Александра Коновалова

Президент России представил Совету Федерации для назначения на пост судьи Конституционного суда РФ кандидатуру Александра Коновалова

0
788
Конституционный суд Южной Кореи вынесет решение по делу об импичменте президента страны

Конституционный суд Южной Кореи вынесет решение по делу об импичменте президента страны

0
790
Блеск и нищета Международного уголовного суда

Блеск и нищета Международного уголовного суда

Проект «надгосударственное правосудие для всех» разбивается о реальность

0
1137
Дока без вещдока

Дока без вещдока

Или история о том, зачем уничтожать главную улику

0
1319

Другие новости