Фото агентства городских новостей "Москва"
Госдума одобрила в первом чтении поправки в избирательное законодательство, чтобы урегулировать несколько вопросов. Надо было полностью узаконить электронное голосование (ЭГ), разобраться с волеизъявлением зарубежных избирателей, усилить полномочия Центризбиркома и сэкономить средства на постоянных довыборах. Изменения нужны до начала региональных кампаний, то есть не позднее конца мая. По итогу думских дискуссий стало ясно, что цифровые выборы остаются самой острой политической проблемой.
Законопроект, внесенный группой парламентариев во главе с сенатором Андреем Клишасом, все-таки был вынесен на первое чтение в Госдуме 1 апреля. До середины этого месяца его будут дорабатывать, чтобы до конца мая утвердить в полном объеме. Что там может появиться дополнительно, пока не ясно, понятно лишь одно, что часть оппозиционных партий будет категорически возражать против окончательной легитимации ЭГ.
Напомним, что в проекте предполагается отделить собственно ЭГ, то есть использование на обычных участках новых цифровых терминалов, от дистанционного электронного голосования (ДЭГ), которое разрешает избирателям участвовать в выборах из любой точки страны. У коммунистов максимум возмущения вызвал тот факт, что, кроме ДЭГ, появляется еще один «черный ящик». Тем более что введение ЭГ сопровождается разнообразными играми вокруг бумажных бюллетеней, которые теперь станут применяться лишь эпизодически.
Авторы законопроекта настаивают, что они, наоборот, узаконивают параллельное использование современных и стародавних технологий, чего, дескать, раньше в законе не было, там было прописано «или – или». Однако оппозиционные депутаты несколько раз спросили, почему же об этой параллельности не написано прямо. Вместо того дается ссылка на будущие решения Центризбиркома и региональных комиссий, которые могут разрешить бумажный бюллетень. А иными словами – могут и не разрешить. Ответа от «Единой России» и ЛДПР, которые поддерживают нововведения, так и не прозвучало. Интересно, что совсем промолчали и «Новые люди».
Судя по всему, именно такой позиционный расклад и показывает, кто окажется бенефициаром полномасштабного ЭГ. Конечно, пока волеизъявительные планшеты на участках могла себе позволить только Москва. Но теперь, когда полностью цифровые списки избирателей становятся обязательными, и другие небедные регионы смогут расставить у себя эти красивые коробочки.