Врио губернатора Свердловской области Денис Паслер оставил Оренбургу неоднозначное наследие. Фото с сайта www.orenburg-gov.ru
Как выяснила «НГ», думские партии намерены не оставить без соперников врио губернаторов Оренбургской и Свердловской областей Евгения Солнцева и Дениса Паслера, которые только что назначены на эти должности. Солнцев с поста главы правительства ДНР был переброшен в Оренбург, а Паслер перебрался оттуда в родной регион. На выборы в этом году идут руководители 20 субъектов РФ, но интересными, видимо, будут лишь две последние кампании. Но успехом для оппозиции станет хотя бы выдвижение собственных кандидатов.
Президент РФ вечером 26 марта подписал заявления об отставке глав Оренбургской и Свердловской областей. И бывший оренбургский руководитель Паслер сразу же стал врио свердловского губернатора. На его место перешел Солнцев, отработавший два года председателем правительства ДНР.
Экс-губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву сейчас привычно приписывают разнообразные должности федерального уровня, но, похоже, реальное место для приложения его сил пока подыскивается. Таким образом, как и предполагала «НГ», очередные отставки и назначения в губернаторском корпусе полностью перешли из парадигмы политической в бюрократическую (см. «НГ» от 26.03.25). Например, изменение статуса и места тех же Паслера и Солнцева произошло по логике чисто чиновничьего процесса. В кадровой рокировке первых фигур Оренбургской и Свердловской областей тень политики лишь мелькнула. Потому что Паслер для «опорного края державы» не только никакой не варяг, но и даже не просто его уроженец. Он четыре года (2012–2016) возглавлял там региональное правительство.
Понятно, что тут же появилась разного рода аналитика по поводу итога работы Паслера в Оренбуржье. Центральное место в размышлениях экспертов, конечно, занимает вопрос о том, так справился ли экс-губернатор с последствиями паводка 2024 года, которые тогда не помешали ему успешно переизбраться, но теперь могут помешать избираться уже в другом регионе. Например, если необходимая для защиты от наводнений оренбургская дамба все-таки будет построена и выдержит напор воды, которого в этом году может и не случиться, или все-таки не будет достроена – и тогда ни от чего не защитит. Аналитики при этом отмечают жесткость управленческого стиля Паслера и вопрошают, сохранится ли в этом контексте на Свердловщине достигнутое стараниями Куйвашева нестойкое перемирие всегда там противоборствующих элитных групп? Что же касается выходца из железнодорожной отрасли Солнцева, то он, похоже, воспринимается экспертами как чисто президентский назначенец, которому в любом случае помогут справиться с выборами из федерального Центра.
Кстати, еще в январе у президента РФ явно были вопросы к Паслеру. После его отчета на специальном совещании по чрезвычайным ситуациям глава государства поручил Контрольному управлению администрации президента при поддержке Генпрокуратуры проверить, что в области «реально происходит». Правда, сопровождалось это словами, что такое решение не надо воспринимать «каким-то недоверием», дескать, информация должна идти в Кремль из разных источников. Перед самым уходом Паслера уже началось возбуждение отдельных уголовных дел, а на СВО решил уйти мэр Оренбурга.
Между тем пока остается не конца понятным, какой сценарий выборных кампаний примет на вооружение администрация президента именно в новых условиях, складывающихся в Оренбургской и Свердловской областях. Будет ли политическое поле там выровнено катком админресурса, то есть будут чисто референдумные выборы в рамках системного межпартийного консенсуса или же в этих двух регионах сложится более интересная по сравнению с остальными 18-ю ситуация. По данным «НГ», у КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России – за правду» (СРЗП) на Урале по традиции относительно сильные отделения. Однако весь вопрос, воспользуются ли этим сами партии либо будут действовать по окрикам сверху? В этих двух субъектах РФ, как и почти везде, ни одна думская оппозиционная партия не может пройти самостоятельно, например, муниципальный фильтр, а значит, они должны будут договариваться с «Единой Россией», то есть с региональной администрацией.
Прошлые кампании в этих регионах прошли по-разному. В Оренбурге в 2024 году Паслер победил с результатом в 78,14% при явке 52%, конкуренцию ему не составили ни коммунисты, ни жириновцы. Зато выдвинули своих людей эсэры и «Новые люди», а также пара малых партий. В Свердловской же области в 2022 году была более яркая и протестная кампания при низкой явке в 28,5% и с более скромным результатом Куйвашева (65,8%). Конкуренцию ему составили все парламентские партии: от КПРФ – депутат Зсксобрания Александр Ивачев, от СРЗП – депутат Госдумы Андрей Кузнецов, от «Новых людей» – депутат Госдумы Александр Демин, от ЛДПР – областной депутат Александр Каптюг.
«НГ» попыталась выспросить у партий, с чем они пойдут в этом году на выборы в Оренбургской и Свердловской областях. Как заявил «НГ» председатель ЛДПР Леонид Слуцкий, «в прошедшем цикле наши кандидаты участвовали во всех избирательных кампаниях, за исключением одного или двух субъектов РФ, и получили в большинстве регионов достойные вторые и третьи места». Принимать участие в выборах в Свердловской и Оренбургской областях будем, сказал он «НГ», задача – «быть максимально эффективными во время любой кампании: обозначать проблемы, требовать их решения, предлагать свои идеи». Депутат Госдумы от ЛДПР Ярослав Нилов уточнил «НГ», что в обоих регионах у партии всегда были сильные отделения, а оренбургское и вовсе возглавляет опытный сенатор Елена Афанасьева. Отметим, однако, что как раз на прошлых выборах в Оренбуржье ЛДПР против Паслера никого не выдвинула.
Первый зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин пояснил «НГ»: «Наша партия, как и ЕР, всегда стремится выдвинуть кандидатов на губернаторских выборах. Другие партии, бывает, и не выдвигают, но наша всегда. А если где-то кандидата нет, то, значит, его выдвижение заблокировал анахронизм под названием муниципальный фильтр». Он напомнил, что в прошлом году КПРФ в Оренбуржье выдвинула на выборы популярного в регионе депутата Орского горсовета Владимира Гудомарова, но его не пропустили как раз по подписям муниципалов. Кроме того, напомнил Афонин, у КПРФ в этом регионе первый секретарь обкома депутат Заксобрания Максим Амелин недавно выиграл два иска в Конституционном суде РФ по нарушениям на выборах. А также в оренбургском округе работает депутат Госдумы Нина Останина. А вот в Свердловской области почти наверняка на выборы выдвинут Ивачева, который в прошлый раз занял второе место после Куйвашева. «Мы оппозиционная партия и постараемся провести яркую кампанию, наши кандидаты проявят стиль и остроту, а пока послушаем, что скажут реготделения и как проявят себя врио, после чего определимся с тактикой», – обещал Афонин. И уточнил, что во времена правительства Паслера в Свердловской области с ним у коммунистов были спокойные рабочие отношения.
Член центрального совета СРЗП Михаил Емельянов сказал «НГ»: «В Свердловской области у нас очень сильное отделение, депутат Госдумы Кузнецов известен в регионе, наверняка он опять пойдет на выборы». А вот Оренбургское отделение не такое боевое. Так что Емельянов считает, что скорее всего более интересная кампания будет в Свердловской области, хотя, конечно, обе пройдут в рамках консенсуса и прочих нынешних тенденций политической жизни.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил «НГ», что сейчас наступает время для выстраивания выборных кампаний регионами и их корректировка администрацией президента. Как только сценарии будут определены и согласованы, начнутся переговоры с партиями о кандидатах. При этом он уверен, что партии не будут слишком стремится проявлять оппозиционную активность и настаивать, чтобы их самых ярких кандидатов пустили на выборы. А в случае допуска «будут бороться друг с другом, критиковать власть за не самые острые и болезненные для общества темы, биться за второе место в 10-15%». Для них главное – это выборы в заксобрания и Госдуму, а не губернаторские. «Так что вряд ли нас ожидает выход за рамки референдумных кампаний. Но даже здесь может быть два-три сценария с более ресурсными оппозиционными кандидатами и менее ресурсными», – пояснил Калачев.Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, заметив, что нынешний год – это тренировка перед думскими выборами 2026 года, сказал «НГ», что в этом случае партиям нужно напомнить о себе и проявить себя в регионах. Может быть, и администрация президента будет исходить из того, что кампании были бы более конкурентными, а результаты выглядели бы легитимнее. «Для партий же это способ мобилизовать электорат, потому, наверное, они будут стремиться выдвинуть известных и ярких кандидатов. А если их станут блокировать по фильтру, то даже есть вероятность, что администрация президента это скорректирует», – предположил Мухин.