Во время поездки в Петербург Сергей Миронов пришел с подарками в военный госпиталь. Фото со страницы Сергея Миронова в «ВКонтакте»
Депутаты Госдумы от «Справедливой России – За правду» (СРЗП), включая лидера партии Сергея Миронова, 18 марта внесли законопроект о единых мерах соцподдержки участников СВО и членов их семей. Главным было выступить с очередным популярным у избирателей предложением в рамках курса на патриотический социализм. Эсэры честно не обещают быстрого принятия популистских мер, а лишь анонсируют и авансируют их, ссылаясь на прежние успехи. СРЗП в левом повороте начинает обходить думских соперников, хотя опросы и ставят ее на последние места. Но Миронов, очевидно, знает цену этим электоральным рейтингам, которые не предопределяют решений тех центров, где таковые вырабатываются.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту СРЗП, в настоящее время уровень мер поддержки участников СВО и их семей существенно отличается в зависимости от региона проживания. А это порождает «различия в социальном положении военнослужащих, добровольцев и других участников СВО, создавая неблагоприятную среду». Поэтому предлагается установить единый стандарт, финансировать который многие субъекты РФ смогут и из федерального бюджета за счет специальных субвенций. В официальном заключении правительства, конечно, нет на это прямого отказа, который политически просто невозможен. Там лишь говорится, что инициатива, мол, излишняя, стандартизация соцподдержки, дескать, и так предусматривается различными нормативными актами.
Миронов и его партия буквально фонтанируют популярными заявлениями и популистскими инициативами левосоциалистического и одновременно – патриотического толка. Впрочем, это и не удивительно, ведь СРЗП в своей программе объявила о курсе на патриотический социализм. Однако у эсэров есть и проверенные практикой реальные инструменты повышения своей популярности у избирателей. За последние месяцы оживились Центры защиты прав граждан в 75 регионах (см. «НГ» от 20.01.25). В этих структурах не только разбираются с конкретными жалобами людей, но и понятным языком объясняют всем, куда следует обращаться со своими проблемами, на какие законы ссылаться.
Очевидно, что СРЗП ищет не целевую предвыборную аудиторию, а работает на широкие круги электората. При этом настоящей агитационной новацией выглядит некий «честный» или «доказательный» популизм. Эсэры не обещают немедленного принятия своих инициатив, но гарантируют, что они их не бросят, если и дальше останутся парламентской партией. То есть как бы приглашают обязательно за партию проголосовать, а уже та со временем пробьет в Госдуме все, что нужно гражданам. В качестве доказательств приводятся, например, и прогрессивная шкала налогообложения, и индексация для работающих пенсионеров, что, мол, было узаконено именно под давлением СРЗП. А поскольку избиратель не всегда понимает, что «после» не значит «вследствие», то такая аргументация имеет шансы быть воспринятой. Если, конечно, она дойдет до широких масс. Впрочем, сейчас источник выборных побед всех партий это не столько само голосование, сколько одобрение сверху.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ», что в политической системе, где выборы отражают настроения общества, мерило успеха для партий – это рейтинги, а потом и сами результаты. У нас же конкурентный характер выборов действительно под вопросом. Но необходимость предвыборных маневров все равно остается. «Пока на поле популизма успешнее всего действует ЛДПР, обновленная партия продолжает традиции Жириновского», – настаивает он. К тому же у ЛДПР и коридор возможностей шире, чем у СРЗП и КПРФ, да и подсвечивают информационно эту партию чаще других. СРЗП, по его мнению, на втором месте, работая по актуальной повестке и имея своим ресурсом самого Миронова. Коммунисты оказываются на третьем месте в рейтинге популистов, но у них в отличие от прочих есть четкое электоральное ядро и доминирующие темы для агитации.
У эсэров же, считает Калачев, образовалось сразу несколько проблем. Во-первых, четко не определена их целевая аудитория. Во-вторых, нет двух-трех доминант, которые четко ассоциируются с этой партией, тогда как множество тем лишь размывает информационную повестку. Так что у Миронова и всей СРЗП неважно с имиджевым и программным позиционированием, четкий образ пока так и не достроен, партия стремится успеть везде и сразу. В-третьих, СРЗП почти не пускают на ТВ, так даже самые замечательные инициативы часто не имеют шансов быть услышаны избирателями. Отсюда такая информационная работа, которая ведется на экспертное сообщество, журналистов и сторонников партии. И наконец, в-четвертых, в отличие от той же КПРФ у СРЗП, несмотря на талантливых политиков в ее рядах, нет образа команды. Впрочем, заметил Калачев, результаты выборов многое покажут, напомнив, что последние теперь все более напоминают ритуал, нежели процедуру обновления, а тем более – смены власти.