«Единая Россия» и Всероссийская ассоциация местного самоуправления договорились расширять сотрудничество. Фото с сайта www.er.ru
На 17 марта запланирован круглый стол по муниципальной реформе, которую уже одобрила Госдума. Рассмотрение закона в Совете Федерации и президентом пройдет до конца этого месяца. Слушания организует КПРФ, но у партии, похоже, нет иллюзий, что ликвидацию местного самоуправления (МСУ) на уровне поселений удастся остановить. Коммунисты намерены воспользоваться негативными последствиями данного управленческого решения для политической стабильности. Но пока они занимаются тем, что подводят итоги МСУ и ждут выборов, «Единая Россия» продолжает брать «землю» под свой полный контроль.
Свой круглый стол КПРФ стала готовить заранее, а потому в его материалах не учтена такая новация муниципальной реформы, которая выразилась в поправке трех фракций – ЕР, ЛДПР и «Новых людей» и председателя Госдумы Вячеслава Володина. Напомним, что было решено позволить субъектам РФ самим определяться с тем, оставлять власть в своих поселениях или ликвидировать ее по общему правилу.
Судя по всему, коммунисты не стали менять собственный подход к реформе МСУ и соответственно местное самоуправление, мсу, содержание материалов к круглому столу, потому что не считают эту одобренную Госдумой поправку существенно важной. При этом партия, похоже, уже сейчас ставит перед собой задачу воспользоваться как раз негативными последствиями намеченных изменений в политических и электоральных целях. А раз так, то какая левым разница, станет ли ликвидация низовой власти повсеместной или частичной, сразу это произойдет или постепенно. Тем более что больше трех четвертей регионов страны проводят данную реформу или склоняются к ней.
«НГ» проанализировала подготовленную к круглому столу справку о прогнозных последствиях реформы и пришла к выводу, что она неспроста составлена в стиле махания кулаками после драки. Кстати, максимальный упор в этом документе сделан на расхождение реформы МСУ с Конституцией РФ и даже на прямые с ней противоречия. Так что вовсе не исключено очередное обращение группы в 90 депутатов Госдумы к Конституционному суду РФ. Однако это дело, очевидно, не быстрое, а потому пока коммунисты, видимо, станут отслеживать текущие отрицательные факты и явления. Заметим, что одним из авторов справки к круглому столу выступает депутат Госдумы от КПРФ Михаил Матвеев.
«Впервые в России более чем за 100 лет в нарушение исторических традиций предполагается отказаться от поселенческого принципа территориальной организации МСУ и ликвидировать самый близкий к гражданам уровень публичной власти – уровень городских и сельских поселений», – говорится в документе. А мол, президент РФ, наоборот, требует, что МСУ «должно быть устроено так, что до него любой гражданин мог дотянуться рукой». При этом перечень якобы противников реформы с президента только начинается, далее упоминаются и руководители многих регионов, а также объективные препятствия в виде, например, СВО. Спецоперация, дескать, требует консолидации общества, а авторы и лоббисты реформы, напротив, радикализуют общественные настроения, а значит, работают на раскол народного единства. Правда, вроде бы как выведенные на чистую воду левыми аналитиками главные интересанты реформы МСУ вряд ли можно считать ее идеологами.
В справке подробно разбираются различные негативные последствия и перспективы ликвидации МСУ поселенческого уровня, вполне, кстати, добросовестно аргументированные. Это прежде всего социально-экономические и управленческие проблемы, которые ожидают страну. Выявлены и политические трудности, ей предстоящие: властям придется заниматься перекройкой избирательных округов разного уровня, а оппозиция потеряет возможность тренировать свой актив на низовых кампаниях. Интересно, что коммунисты не ставят проблемы муниципального фильтра для губернаторских выборов, который требует сбора подписей в том числе депутатов поселений. Если те будут ликвидированы, то подписантами останутся лишь депутаты собраний городских и муниципальных округов, а там заседают в основном одни единороссы.
При этом стоит заметить, что в ходе дискуссий о реформе МСУ политические мотивы публично практически не затрагивались. Лишь в самом их начале, еще в 2022 году, противники изменений напоминали ЕР, что внизу ее представителей тоже много. Однако потом стало ясно, что партии власти важнее не столько активисты, сколько административные рычаги, а таковые, необходимые для контроля лояльного или зависимого электората, остаются в ее руках в любом случае. И когда именно после одобрения Госдумой соответствующего закона руководство ЕР вдруг усилило свое внимание к МСУ, то это не означает, что там прогнозируют потенциальные риски. Наоборот, нынешнюю активизацию ЕР следует считать окончательным переводом «земли» под ее влияние. Например, секретарь генсовета ЕР Владимир Якушев на днях подписал соглашение с Всероссийской ассоциацией местного самоуправления. Стороны договорились о «совместной работе партии и ассоциации по совершенствованию законодательства РФ в области МСУ, по развитию межмуниципального и регионального сотрудничества, разработке и реализации проекта по подготовке кадров для органов МСУ, изучению и распространению лучших муниципальных практик». Короче говоря, о всех тех административных механизмах, которые и нужны для выборов.