В Ленинградской области приезжие покупают патенты в расчете на работу и в городе. Фото PhotoXPress.ru
В Госдуму поступило предложение правительства РФ расширить особый режим деятельности мигрантов на территориях Москвы и Подмосковья, распространив его также на Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Обе пары этих субъектов РФ смогут перераспределять гастарбайтеров внутри себя на основании лишь одного трудового патента. Таким образом, миграционная привлекательность столичных агломераций повышается, что ставит под сомнение переход только к организованным наборам рабочей силы из-за границы. На этом настаивает и ряд парламентских партий, и так называемая патриотическая общественность. Однако власти, похоже, большее значение придают именно экономическим, а не политическим соображениям.
Правительственные поправки к закону «О правовом положении иностранных граждан в РФ», которые поступили в Госдуму 10 марта, с одной стороны, развеяли слухи о том, что власти готовы разрешить мигрантам, купившим патент в каком-либо субъекте РФ, работать не только в данном регионе, но и в других. Оказалось, что речь идет исключительно о двух столичных агломерациях – как Москве с Подмосковьем, так и Петербурге с Ленинградской областью. Именно им в своих парах и разрешается меняться гастарбайтерами.
С другой стороны, все-таки, видимо, остаются поводы для расстройства у тех политических и общественных сил, кто выступает за различные ужесточения в миграционной сфере. Ведь теперь четыре крупнейших региона повысят свою привлекательность для приезжих, которые смогут и экономить на патентах, и более мобильно менять направления занятости. Между тем, напомним, отдельные парламентские партии, например ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия – За правду», и «патриотическая общественность» выступают против свободного въезда мигрантов. Там считают, что России надо воспользоваться как минимум миграционным опытом Белоруссии. А там, по сути, проводят чисто оргнаборы иностранных граждан для выполнения конкретных задач. Многие эксперты и вовсе настаивают, что для нашей страны еще более нагляден опыт стран Персидского залива, которые традиционно и массово пользуются трудом мигрантов. Однако опять же по оргнабору, не допуская интеграции приезжих в свои общества, что реализуется прежде всего в запрете на возможность приезда гастарбайтеров вместе с их семьями.
Так вот нынешние правительственные предложения показывают, что решение вопроса о регулировании миграционных потоков именно через оргнаборы, судя по всему, откладывается. Они применяются и сейчас, но выборочно, например, в той же Мособласти ряд крупных компаний уже сооружает сеттльменты для приезжих только поработать, а не пожить. Но подавляющее число мигрантов из стран, граждане которых могут приезжать в РФ без визы, оформляют как раз трудовые патенты. Чтобы потом работать не там, где вроде бы им предписано, а где выгоднее с точки зрения заработка, заодно подтягивая и родственников. Если, конечно, патент, как говорится, чистый, то есть если данный субъект РФ не установил ограничений для заграничного труда в определенных сферах деятельности. В столичном мегаполисе это как раз так, при этом Москва и Подмосковье уже могут обмениваться мигрантами, поскольку у них есть соглашение друг с другом и МВД РФ. Теперь соответствующее право дается и второй столице – питерской агломерации.
Однако правительство данный режим миграционного благоприятствования даже и расширяет, хотя и сопровождает его как условиями, так и повышенными требованиями к отчетности перед федеральным Центром. В пояснительной записке об этом сказано следующим образом: «Обязательным условием такого привлечения иностранных специалистов будет наличие соглашения об осуществлении иностранными гражданами, прибывшими в РФ в порядке, не требующем получения визы, трудовой деятельности на основании патента, заключенного между соответствующими субъектами РФ… при условии взаимного соответствия на протяжении всего срока действия соглашения размера коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда (стоимости авансового платежа по патенту), и наличия (отсутствия) решения об указании в патенте профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина». При этом оговаривается, что «в целях сохранения контроля за трудовой миграцией законопроект предусматривает обязанность работодателя в случае осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности на территории двух субъектов в соответствии с соглашением подавать уведомление о заключении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в территориальный орган МВД России по месту осуществления трудовой деятельности».
Из законопроекта следует, что все дело в экономических соображениях, недаром официальным представителем кабинета министров на обсуждениях в Госдуме назначается замминистра финансов. Получается, что либо власти говорят одно, а делают другие, либо налицо некоторое своего рода игнорирование самых последних указаний сверху. Потому что на недавней коллегии МВД президент РФ, говоря о необходимости скорейшего оформления обновленной Концепции миграционной политики, уже не говорил о финансовых аспектах, а требовал обеспечить безопасность страны и учитывать настроения ее граждан. Последние становятся все более отчетливо антимигрантскими, на что и опираются различные политсилы и даже Госдума, которая только что подавляющим большинством голосов одобрила целый пакет соответствующих законов. Однако у правительства явно другой подход, который оно и не скрывает в той же пояснительной записке к законопроекту.
Это, к примеру, такой тезис: «Принятие законопроекта позволит повысить мобильность трудовых ресурсов, сократить сроки привлечения их к трудовой деятельности в другом субъекте РФ и издержки работодателей». Или еще более откровенно: «Хозяйствующие субъекты, объекты которых расположены в двух разных субъектах РФ, сталкиваются с необходимостью оформления иностранным работникам патента в соседнем субъекте РФ либо оформления двух патентов одновременно. Особенно это актуально для подрядных компаний при необходимости задействовать трудовые ресурсы на строительных объектах, расположенных на территории одного субъекта РФ, для работы на строительных объектах в соседнем субъекте РФ. При этом оформление патента в другом субъекте РФ ведет к временным и финансовым затратам как работодателей, так и иностранных граждан».
Впрочем, есть и объективная основа для соответствующих законодательных изменений: «Данные миграционного учета свидетельствуют, что до 15% иностранных граждан, обращающихся за оформлением патента в Московской области, стоят на миграционном учете в Москве, и около 8% иностранных граждан, оформляющих патент в Москве, стоят на миграционном учете в Мособласти». Здесь, правда, нет ни слова о ситуации в Петербурге и Ленинградской области. Но это, наверное, потому, что там с системой миграционного учета традиционно неважно, на что неоднократно обращал внимание, скажем, и Следственный комитет России.