Партии опасаются, что полностью потеряют свободу выдвижения кандидатов. Фото РИА Новости
В середине марта Госдума будет принимать в первом чтении поправки в избирательное законодательство, предложенные группой парламентариев во главе с сенатором Андреем Клишасом. Лейтмотив инициативы – это введение всеобщего электронного голосования (ЭГ), как дистанционного (ДЭГ), так и на участках через терминалы. Оппозиция высказывает опасения о конце выборов как таковых: «предсказуемость» результата дает власти возможность добиваться от партий и выдвижения только «предсказуемых» кандидатов. Однако, например, КПРФ пока не отказывается от борьбы за сохранение выборов хотя бы в нынешнем референдумном виде. Впрочем, скорее всего эта борьба окажется не менее декларативной.
Член Центральной контрольно-ревизионной комиссии КПРФ юрист Мухамед Биджев проанализировал законопроект группы Клишаса и пришел к неутешительному выводу. Он считает, что там есть политически обоснованные новации. Это запрет отдельным лицам типа иноагентов, экстремистов или нежелательных элементов финансировать партии и выборы. Имеется в проекте даже и позитив в виде разрешения открывать, вести и закрывать избирательные счета дистанционно.
«Во всем остальном законопроект – это мрак. Нас ждет букет негативных последствий. Это закон о похоронах легитимности выборов, сейчас пока еще находящихся в состоянии клинической смерти. С принятием этого закона у избирателей не останется в реальности никакой фактической возможности избрать того, кого они хотят себе избрать. Это закон, с помощью которого можно будет установить практически стопроцентный контроль над тем, кому из состава кандидатов от партии избираться, а кому – нет. Партия никаких рычагов воздействия на это иметь уже не будет, все будет решаться тем, кто будет держать в руках машину генерации ЭГ/ДЭГ-результата», – написал Биджев в соцсетях. Он считает, что через «предсказуемость» результатов выборов административная вертикаль получит возможность и управлять формированием партийных фракций, то есть составлять «предсказуемые» списки даже как бы оппозиционных кандидатов. «Этот закон позволит установить практически стопроцентную управляемость всей политической системой и составом допущенных в нее сверху лиц через процесс фильтрации и предварительного согласования», – полагает Биджев.
По поводу своей партии он тоже настроен пессимистически, отмечая, что если КПРФ не удастся остановить этот законопроект, то «можно готовиться к закрытию». Биджев пояснил «НГ», что электронные выборы не контролируют даже избиркомы, включая ЦИК России, все результаты стекаются в систему, которым занимаются технические подразделения, например в Минцифры. Причем, настаивает он, как ДЭГ, так и ЭГ идентичны в своей непрозрачности. «Фактически администрации регионов и администрация президента получат еще один рычаг давления на партии для принуждения их к переговорам. То есть перед выборами неформально, но явно будет обсуждаться фильтрация списков от неугодных кандидатов, а также будет предлагаться, наоборот, включать туда тех, кто угоден власти, но не вошел с список правящей партии. В противном случае оппозиционной партии смогут пригрозить, что та либо вообще не пройдет барьер, либо там, где у нее всегда были высокие рейтинги, она пройдет, но на грани, получив минимум депутатов. При ЭГ/ДЭГ ведь все возможно, голоса и не проверишь, и не оспоришь в суде», – подчеркнул Биджев.
На вопрос «НГ», как КПРФ сможет добиваться отказа от принятия данного закона, Биджев перечислил несколько способов, однако все они скорее относятся к разряду акций протеста или выражения мнения, а не к реальным инструментам блокирования законодательных инициатив. Зампред ЦК КПРФ Дмитрий Новиков также обратил внимание «НГ» именно на парламентские механизмы протеста и воздействия. При этом он согласен с тем, что законопроект Клишаса – это «убийство выборов и лишение избирательной системы легитимности».
Член центрального совета «Справедливой России – За правду» Михаил Емельянов пояснил «НГ»: проблема не в том, что заставят согласовывать кандидатов, а в том, что при новой системе станет в принципе неважно, кто где выдвинется. «Так что надежда на склонение партий к переговорам – это еще оптимизм. Такой нужды у власти всех уровней больше и не будет. Уходит в прошлое тезис о том, что есть партнеры власти, а через партии та разговаривает с обществом», – подчеркнул он. Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заметил, что поскольку во главу угла ставится управляемость и контролируемость, то нет ничего невозможного: «Снявши голову, по волосам не плачут. Нельзя решить частные вопросы, не решив общих. Мы давно перешли от конкурентных выборов к референдумному голосованию не по смене власти, а по ее консервации». Впрочем, напомнил он, уже сейчас роль оппозиционных партий и в политике, и на выборах минимальна.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что опасения оппозиции во многом алармистские хотя бы потому, что к формированию списков ЭГ\ДЭГ прямого отношения все-таки не имеют. «Просто оппозиционеры свалили все свои проблемы в одну кучу. После принятии законопроекта главными для них становятся две проблемы: активная мобилизация сторонников власти на ДЭГ и невозможность мобилизовать туда своих избирателей», – пояснил он. Однако он согласен, что возможности и для протестов, и для контрпозиционирования сократились. И сейчас как усиление протестной риторики, так и скандализация выборов становятся для партий делом более рискованным, чем раньше. «Так что ввиду возросших политических рисков и безнадежности ситуации протесты будут носить имитационный характер», – полагает Макаркин.