0
2497
Газета Политика Печатная версия

17.02.2025 20:25:00

Российская Фемида состоит из набора фильтров

Большинство дошедших до Верховного суда жалоб тоже отклоняется

Тэги: вс, статистика, правосудие, негативная тенденция, фильтрация поступающих обращений, судебгнеы ошибки


вс, статистика, правосудие, негативная тенденция, фильтрация поступающих обращений, судебгнеы ошибки С каждым годом все меньше граждан надеются на преодоление последнего судебного барьера. Фото Reuters

Верховный суд (ВС) РФ опубликовал статистику рассмотренных им вопросов за 2024 год. Еще сильнее проявился ряд негативных тенденций, среди которых, например, явная фильтрация поступающих в высшую инстанцию обращений. Попытки добиться справедливости уже на уровне ВС сталкиваются с почти непреодолимыми барьерами. По мнению экспертов, ограниченность возможности исправлять судебные ошибки снижает доверие к системе правосудия.

Так, к примеру, существенно сократилось количество уголовных дел, рассмотренных президиумом ВС – за два года в несколько раз. Впрочем, это снижение шло постепенно: в 2024-м окончено производством в порядке надзора около 1,8 тыс. жалоб и представлений и 17 дел. В 2023-м было соответственно 2522 жалобы и 59 дел, а в 2022-м – 3874 и 128.

Было также рассмотрено 1,6 тыс. представлений и жалоб на решения по уголовным делам мировых судей, районных и региональных судов. В 2022–2023 годах было соответственно 3605 и 2083 таких случая. Жалобы и представления удовлетворены в отношении 19 лиц, тогда как в 2023-м – 52 лиц и в 2022-м – 106. Стало существенно меньше представлений председателя ВС ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. А именно – пять против 31 и 87 (соответственно в 2023 и 2022 годах).

Таким образом, сказал «НГ» адвокат Александр Караваев, и на уровне ВС сохраняется тренд на общее снижение количества уголовных дел, рассматриваемых судами. И это может быть вызвано как уменьшением в целом числа совершаемых преступлений, так и увеличением доли прекращенных (приостановленных) еще на досудебной стадии. Скажем, через судебный штраф или контракт на участие в СВО. «Подобные основания для прекращения и приостановления уголовных дел, по ощущениям, еще поспособствуют изменению цифр судебной статистики в будущем», – заметил Караваев. Плохо то, что сохраняется тренд на крайне низкое количество кассационных жалоб, которые могут быть в принципе рассмотрены и удовлетворены судом, – это буквально 1% тех, что подает защита.

Невысокая эффективность данной стадии процесса не меняется. Видимо, систему «устраивает сложившееся положение вещей, при котором показателем качества правосудия выступает низкий процент решений, отменяемых вышестоящими инстанциями». И если в этой системе и предпринимаются какие-либо действия по корректировке качества рассмотрения уголовных дел, то все они находятся за пределами судебных процессов. А следовательно, это самым прямым образом влияет на независимость и самостоятельность судей. Караваев пояснил, какие действия стоит рассматривать как факторы риска: это зависимость судьи от руководства суда, от вышестоящей инстанции, от исполнительной власти и правоохранительной системы в целом.

Советник Федеральной палаты адвокатов РФ Нвер Гаспарян отметил тот показатель, что Судебная коллегия ВС по уголовным делам в 2024-м рассмотрела чуть больше 26 тыс. кассационных представлений и жалоб, удовлетворив из них 284, то есть 1%. Однако Судебная коллегия, рассмотрев в порядке сплошной кассации 511 дел, удовлетворила жалобы и представления по 65 делам, то есть в 12,7% случаев. «Иными словами, в порядке сплошной кассации шансов добиться отмены судебного акта в 10 раз больше», – пояснил Гаспарян.

Адвокат Овагим Арутюнян обратил внимание «НГ» на то, что президиум ВС рассмотрел около 1,8 тыс. надзорных представлений и жалоб по уголовным делам, из которых в судебном заседании рассмотрено только 17 дел, или 0,967%. А Судебная коллегия по уголовным делам из 26 тыс. кассационных представлений и жалоб на заседаниях рассмотрела только 775, или около 3%. Конечно, заметил Арутюнян, данные судебные инстанции считаются исключительными: окончены и ординарная стадия уголовного процесса, так как приговор вступил в законную силу, и экстраординарная в виде кассационного и надзорного производства. Тем не менее, по мнению адвоката, настораживает такое малое количестве рассмотренных в судебном заседании уголовных дел из надзорной и кассационной инстанций. Потому что, напомнил Арутюнян, пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда по своему предназначению являются дополнительным способом обеспечивать правосудность судебных решений. При этом Конституция РФ, закрепляя право на судебную защиту, не исключает, а, напротив, предполагает возможность исправлять ошибки и после рассмотрения дела в той судебной инстанции, решение которой законодательством признается окончательным в том смысле, что в обычной процедуре это решение не может быть изменено.

Управляющий партнер адвокатского бюро «Немовы и партнеры» Александр Немов подтвердил «НГ», что «в ВС действует очень жесткая система фильтрации жалоб на надзорной и кассационной стадии и очень низкий процент их удовлетворения». То есть «можно было бы сказать, что ВС старается сохранять стабильность судебных актов нижестоящих судов». А снижение количества поданных жалоб по экономическим и гражданским делам, очевидно, связано с кратным повышением размера госпошлин на их подачу. Уникальна ситуация и с высоким уровнем отказов в передаче жалоб в надзорную инстанцию, «а вернее, с совершенно безнадежным его уровнем». В 2024-м ВС рассмотрел 345 надзорных жалоб по административным делам, 100 – по гражданским, 418 – по экономическим спорам, и все они отклонены. Это, по мнению Немова, «подтверждает исключительность надзорной инстанции, при которой лишь единичные дела за несколько лет могут дойти до президиума ВС». «Статистика ВС за 2024 год демонстрирует устойчивую тенденцию низкого уровня пересмотра судебных решений в надзорном и кассационном порядке. В сфере уголовного судопроизводства в кассации отменено около 1% приговоров из числа поданных жалоб, что вызывает вопросы о доступности процедуры пересмотра дел для исправления судебных ошибок», – подчеркнул Немов.

Таким образом, речь идет о том, что надзорная и кассационная инстанция в виде ВС не выполняет функцию реального механизма по коррекции правосудия, а скорее поддерживает принцип неизменности решений нижестоящих судов. Это, конечно, не прибавляет доверия к судебной системе. Исправить ситуацию можно было бы через расширение критериев для рассмотрения дел в надзорной и кассационной инстанции, установление более широких оснований для вмешательства вышестоящих судов, а также через упрощение требований к жалобам и снижение других формальных барьеров. 


Читайте также


Пять книг недели

Пять книг недели

0
481
Оппозиция констатирует исчезновение выборов

Оппозиция констатирует исчезновение выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

КПРФ в меру своих сил будет бороться с введением всеобщего электронного голосования

0
1124
Красный цветок на окне. Суровый стиль художника Виктора Попкова

Красный цветок на окне. Суровый стиль художника Виктора Попкова

Виктор Леонидов

0
1008
Остановка конфликта не приведет к демилитаризации Украины

Остановка конфликта не приведет к демилитаризации Украины

Владимир Мухин

В Евросоюзе ищут ресурсы для укрепления ВСУ

0
2931

Другие новости