Проголосовать одним пальцем скоро можно будет на большинстве участков страны. Фото Reuters
Наибольшей критике со стороны оппозиции подверглась та часть инициативы группы сенаторов и депутатов Госдумы, которая легализует электронное голосование (ЭГ) на участках по всей стране. Бумажные бюллетени избиркомы могут и сохранять своим решением – и именно такая формулировка настораживает многие партии. КПРФ, «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП) скорее всего будут выступать против нее. В «Яблоке» понимают, что шансы его кандидатов сокращаются до минимума. Тем не менее, как выяснила «НГ», пока ни у кого нет даже предположений насчет того, как действовать в наступающей новой реальности цифровых выборов.
В проекте изменений избирательного законодательства предусмотрена коррекция целого ряда правовых норм. Но наиболее громкое возмущение вызвало установление возможности проводить чисто электронные выборы, без использования на участках традиционных бумажных бюллетеней. В законопроекте группы депутатов и сенаторов от «Единой России» уточняется понятие ЭГ и особенности его организации.
Кстати, все нормативное регулирование цифровых выборов данного формата отдается избиркомам – и прежде всего ЦИК России. Впрочем, дистанционное электронное голосование (ДЭГ) регулируется все последние годы именно таким образом. Поэтому когда в законе об основных гарантиях избирательных прав появляется фраза, что, дескать, одновременно с ЭГ может проводиться и голосование бумажными бюллетенями, то такой уровень императивности оппозиции говорит о многом. Прошлогодний эксперимент в столице с приоритетом ЭГ перед бумагой уже показал, что даже такая крупная политическая сила, как КПРФ, не способна организовать кампанию по противодействию новым правилам.
При этом в пояснительной записке к законопроекту говорится, что в нем «предусмотрены иные изменения, касающиеся совершенствования и оптимизации избирательного и референдумного процессов, а также изменения юридико-технического характера». Ничего из этого не перечисляется, а между тем там имеются любопытные нюансы. Напомним, что в 2025 году Центризбирком ввел в эксплуатацию полностью цифровую государственную автоматизированную систему (ГАС) «Выборы». Принято давать ей индекс «2.0». Это значит, например, что списки избирателей теперь могут быть только электронными, стало быть, наступает новая реальность сплошь цифровых выборов. Но когда законодатель указывает, что при проведении в каком-то регионе и ДЭГ, и ЭГ результаты и с участков уходят в первую – полностью виртуальную – папку, то возникает вопрос: а отчего же не наоборот? Более того, раз все данные получаются в едином цифровом виде, то почему их нельзя всех вместе представлять в традиционном протоколе, пусть и изготовленном на цифровом носителе.
Ответов на подобные вопросы оппозиционные партии ни разу не получали, а потому их обеспокоенность выглядит понятной. Впрочем, как выяснила «НГ», никаких рецептов борьбы с тем, что вызывает подозрение, у них нет. И нет даже каких-то подходов к тому, какие здесь могут быть приемы. Правда, системные политсилы в критическом мнении о ЭГ не едины, ЛДПР, похоже, законопроект склонна поддержать. Депутат Госдумы Ярослав Нилов напомнил «НГ», что партия поддерживала ДЭГ изначально как удобный и современный метод голосования. Да и у ЛДПР, мол, результаты по ДЭГ и на участках практически идентичны. Но при этом он сделал две оговорки: во-первых, бумажные бюллетени как альтернативу нужно оставить, чтобы у людей и тут был выбор, а во-вторых, доверие к ЭГ необходимо всячески повышать, по его словам, например, так, как это делалось в Москве. Однако и Нилов тоже отметил, что было бы неплохо иметь в протоколах записи о количестве голосовавших и традиционно, и электронно.
Депутат Госдумы от КПРФ Денис Парфенов пояснил «НГ», что пока общепартийного решения по данной инициативе еще нет, но скорее всего коммунисты будут против. «Потому что этот законопроект противоречит понятию открытых и прозрачных выборов», – подчеркнул он. «Поняв, что технология может работать и что массовых протестов со стороны народа не последовало, политадминистраторы решили не останавливаться на достигнутом. Фактически речь идет уже о полном и прямо сейчас оформляющемся законодательном отказе от традиционного голосования на выборах всех уровней», – заявил Парфенов. И напомнил «НГ», что у КПРФ есть альтернатива – это внесенный партией в Госдуму Избирательный кодекс, который в случае принятия «оздоровил бы избирательную систему, убрав все искажения, принятые партией власти за последние годы». Однако сейчас, по его словам, тенденции все более скверные: «Количество серых зон в избирательном законодательстве, открытых для проведения манипуляций, только увеличивается. Само по себе ДЭГ не позволяет проконтролировать ход голосования, нынешняя же новация – это логичное завершение электронизации». И Парфенов пояснил «НГ», что пока не просматривается ни одного решения, которое бы позволило КПРФ бороться с данной новацией или работать в новых условиях. «Если останутся бумажные бюллетени, мы, конечно, призовем голосовать традиционным способом на участках в последнее воскресенье во второй половине дня. Но если бумажные бюллетени будут введены по остаточному принципу, то есть там, где нет интернета, то и голосов, полученных в мегаполисах, партии власти хватит с лихвой», – предположил коммунист.
Член центрального совета СРЗП Михаил Емельянов сказал «НГ», что все нынешние новации вызывают сомнения как минимум в их своевременности – и вряд ли партия их поддержит. «Во-первых, остаются прежними вопросы о необходимости соблюдать тайну голосования, которую станет невозможно обеспечить при ДЭГ и ЭГ. Во-вторых, нет гарантий отсутствия давления со стороны начальства и административного ресурса на избирателей», – пояснил он. «Тенденция такова, что бюрократия упрощает себе контроль за выборным процессом. Политическое поле для оппозиции всех мастей сжимается. Но в долгосрочной перспективе это может выйти боком. Как мы знаем, против лома нет приема, если нет другого лома. Те социальные группы, которые не смогут принять участие в выборах легитимным способом, могут быть спровоцированы на протесты, а это политически опасно», – напомнил Емельянов. Что же до рецептов борьбы, то их пока нет и даже места для такой борьбы у оппозиции практически нет, «думским партиям останется только надеяться на милость партии власти».
Член федерального бюро «Яблока» Александр Ефимов напомнил «НГ», что «Яблоку» уже несколько лет подряд тяжело получать мандаты на выборах всех уровней – от Госдумы до муниципалитета и без электронных форматов. Однако у партии они пока есть, а вот если будет введен новый способ – ЭГ, то и эти единичные случаи избрания могут быть нивелированы. «Однако мы как действовали, так и будем действовать. То есть участвовать в выборах всех уровней, чтобы донести свою политическую позицию до граждан. У нас нет иллюзий, в предложенных условиях и малейшего шанса на победу не остается. Но любая кампания – это повод поговорить о путях развития и судьбах страны, наш долг предложить обществу альтернативу, агитировать за мир и свободу, вести политическую работу, говорить с гражданами страны», – подчеркнул Ефимов. Но одновременно яблочник подтвердил мнение других оппозиционеров, что рецептов по защите голосов в новых условиях не просматривается. И он объяснил смысл новаций так: «Сейчас избирательных участков чуть менее 100 тыс., в каждом из них работают примерно по 10 человек. То есть в систему контроля и манипулирования результатами так или иначе включены около миллиона человек. А человеческий фактор – это всегда риски для власти. Сегодня люди согласны действовать по инструкции сверху, а завтра – уже нет. Кроме того, при новой цифровой системе выборы целиком и полностью будет контролировать федеральный Центр».