0
2761
Газета Политика Печатная версия

16.02.2025 20:38:00

Дети приезжих заполняют дошкольные учреждения

Закон об обязательных тестах по русскому языку не меняет миграционную политику

Тэги: миграционная политика, школа, закон, обязательное тестировании детей мигрантов по русскому языку


миграционная политика, школа, закон, обязательное тестировании детей мигрантов по русскому языку Если малолетние мигранты живут в России легально, то ограничивать их в праве на образование незаконно. Фото РИА Новости

Как стало известно «НГ», правозащитники планируют мониторить исполнение в регионах закона об обязательном тестировании детей мигрантов по русскому языку для приема в школы. Госдума требует от Рособрнадзора значительно повысить проходной балл, что скорее всего и произойдет. Между тем приезжие уже реагируют на новые правила, в детских садах становится все больше малолетних иностранцев. Эксперты «НГ» раскритиковали закон как за сомнительную конституционность, так и за неадекватность миграционной реальности.

Комиссия Госдумы по миграционной политике попыталась разобраться в том, как Рособрнадзор готовится к вступлению в силу с 1 апреля закона об обязательном тестировании детей мигрантов на знание русского языка при поступлении в школы. Проходной балл в 30% от максимума депутаты, как известно, признали недопустимо низким.

К моменту заседания думской комиссии Рособрнадзор, впрочем, уже отозвал свой проект с общественного обсуждения, объяснив, что была допущена техническая ошибка. Правда, как выяснилось, представители ведомства и новых предложений пока не сформулировали. Между тем на Охотном Ряду крайне жестко отреагировали на первоначальный вариант решения. «Это девальвация норм закона, который мы приняли. Задумайтесь: при 10-балльной шкале 30% – это в лучшем случае двойка. А то и единица с плюсом. Получается формализм, фикция», – возмутился председатель Госдумы Вячеслав Володин.

По словам спикера, на сегодняшний день порядка 41% детей мигрантов либо не знают, либо очень плохо знают русский язык. Однако, по различным данным, в прошлом учебном году в российских школах иностранцев было чуть более 200 тыс. из совокупных 18 млн учащихся. И действительно, в соцсетях можно встретить утверждения, что даже в самых привлекательных для мигрантов регионах их детей в классах стало заметно меньше. Однако с осени прошлого года то ли малолетние приезжие, то ли подрастающие поколения «новых граждан» начали заполнять дошкольные учреждения. И на местах уже звучат опасения, что «разгрузка школ» от учеников, не владеющих русским языком, приведет к «перегрузке» детских садов. Интересно, что иностранные родители откровенно признаются воспитателям, что хотят обеспечить своим чадам именно первоначальные языковые знания. Однако данная система – и наверное, еще больше, чем школьная – сейчас совершенно не приспособлена для подготовки иноязычных детей к последующему получению образования на русском языке.

«Депутаты посчитали, что установленный критерий знания слишком низкий, и расценили это как насмешку над их высокими порывами», – заметил «НГ» член президентского Совета по правам человека Александр Брод. И напомнил, что закон об образовании в РФ носит всеобщий характер, а значит, распространяется и на иностранцев. Но их дети, получается, изначально ставятся в неравные условия. Поэтому Брод пообещал, что проведет консультации с коллегами из регионов, омбудсменами и общественниками на предмет мониторинга исполнения закона. Одной из главных проблем, по его мнению, остается непонимание: куда денутся те, кто не пройдет тестирование, согласятся ли родители таких детей с тем, что они должны оплачивать языковые курсы? Впрочем, в связи с обязательным с 1 апреля тестированием их детей возникает и вопрос: владеют ли государственным языком на должном уровне и дети коренных жителей? «В ряде регионов педагоги говорят о тревожных тенденциях последних лет, когда в школы поступают дети россиян с замедленным развитием, у них есть проблемы с речью и памятью, нет навыков общения. Виной тому называют и пользование гаджетами с младых ногтей, и дефицит родительского внимания», – заметил Брод.

Следует заниматься не критериями отбора в российские школы, а вопросом о необходимости нахождения в РФ самих мигрантских семей, сказал «НГ» руководитель направления «Миграция» центра им. П.А. Столыпина ВШГУ Президентской академии, член экспертного совета отделения Всемирного русского народного собора по Москве Михаил Бурда. По его мнению, те меры, которые сейчас принимаются на законодательном уровне, связаны с последствиями миграционных проблем, а не с их первопричинами. То есть не затрагивают самой сути современной миграционной политики. Между тем, настаивает Бурда, уже давно понятно, что необходимо четко разделять экономическую внешнюю трудовую миграцию и миграцию гуманитарную, которая и связана с переездом семей. «Мы видим, что с одним мигрантом приезжает несколько человек. Вот это необходимо изменять в законодательстве, исключив связь временного пребывания этих людей в России с разрешительным документом (патентом) такого иностранного работника», – напомнил он. И подчеркнул, что мировая практика показывает: России следует придерживаться именно такого эффективного подхода.

Что же касается малолетних «новых граждан», родители которых правдами или неправдами получили российский паспорт, но не стали россиянами, то тут, считает Бурда, налицо «абсолютный провал в деятельности Федерального агентства по делам национальностей, которое и должно заниматься социокультурной адаптацией и интеграцией приезжих». По его словам, реальных программ на этот счет, по сути дела, так и нет, единичные более или менее успешные решения локальны и не меняют общей картины. А это прежде всего означает, что бывшие мигранты «даже будучи россиянами по паспорту, по сути дела, составляют параллельные сообщества, которые часто демонстрируют пренебрежительное отношение к российским правилам и традициям». А их дети, понятное дело, ретранслируют ту же модель в школах, а теперь – и в детских садах. Напомнил Бурда и о «своеобразиях» в культурной и образовательной среде тех государств, откуда мигранты в РФ в основном и приезжают. Например, о «продвижении нарратива о колониализме как имперского, так и советского периодов», причем не только в учебниках истории или высказываниях различных общественных деятелей, но и на официальном уровне.

Таким образом, заявил «НГ» Бурда, с точки зрения законодательства «необходимо не только бить по хвостам, но и бороться с первопричиной»: «Необходимы более жесткие условия въезда в Россию, может быть, стоит даже подумать о визовом режиме, ввести критерии интеграции, которые есть, скажем, в Израиле для репатриантов». И конечно, считает он, следует особенно присмотреться к деятельности как разных этнических НКО, так и «некоторых религиозных организаций, которые пытаются не только продвигать альтернативные исторические нарративы, но и формирование параллельной правовой системы, основанной на нормах своего вероисповедания».  


Читайте также


Оппозиция констатирует исчезновение выборов

Оппозиция констатирует исчезновение выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

КПРФ в меру своих сил будет бороться с введением всеобщего электронного голосования

0
583
Адвокатуре обещают монополию на судебное представительство

Адвокатуре обещают монополию на судебное представительство

Екатерина Трифонова

Власти пребывают в законодательных раздумьях, корпорация опасается резкого расширения

0
1705
Франсуа Байру непопулярен, но непотопляем

Франсуа Байру непопулярен, но непотопляем

Данила Моисеев

Поддержка Ле Пен обеспечивает премьеру Франции устойчивое положение

0
1504
Эстония приходит в свой монастырь с чужим уставом

Эстония приходит в свой монастырь с чужим уставом

Милена Фаустова

Православной митрополии не оставляют другого пути, кроме как присоединиться к Константинопольскому патриархату

0
2319

Другие новости