Фото Reuters
На открытии Мюнхенской конференции по безопасности Франк-Вальтер Штайнмайер раскритиковал последние заявления и решения администрации Трампа, и задался вопросом: могут ли следующие четыре года изменить не только отношения между мировой державой США и другими государствами, но и отношения между самими государствами? Будет ли нанесен ущерб международному сообществу в целом? Далее привожу выступление немецкого президента в переводе на слух.
«Мой ответ: это все зависит от нас. Мы - субъекты, а не объекты международного порядка. Мы не должны парализовать себя в потоке заявлений, мы не должны замирать от страха, или, как говорят по-английски, не будем оленями, ослепленными под светом фар!
Одно можно сказать наверняка. У новой американской администрации - совсем другое понимание мира, чем у нас.
Она не обращает внимание на установленные правила, партнерства и доверие. Мы не можем это изменить, мы должны принять это и как-то с этим жить.
Но я убеждён, что не в интересах международного сообщества, чтобы такое мировоззрение стало доминирующей парадигмой. Отсутствие правил не должно стать моделью для реорганизации мироустройства.
Иначе мы порвем с решающим достижением цивилизации, записанным 80 лет назад в уставе ООН, который был бы невозможным без мощной и яростной поддержки США. Если мы откажемся от этого, мы лишь сыграем на руку другим, таким, как Россия и Китай, которые уже много лет нарушают закон и подрывают правила, потому что хотят искоренить это самое достижение!
Некоторые люди говорят, что в этом нет ничего нового. Но есть разница, когда ведущая демократия и мировая держава заявляет: мы можем обойтись без правил!
Вот почему я обращаюсь к вам с призывом: давайте придерживаться того, что нам помогает! Сотрудничество помогает нам, партнерства и союзы имеют смысл! Есть общие интересы, есть правила и институты, с помощью которых мы можем разрешать конфликты. Это должно быть верным не только в ретроспективе, но и в будущем.
Каждая страна, каждый из вас в этом зале усвоил эту истину, и теперь эта истина превратилась в задачу, главную задачу на ближайший год, а именно: это сохранение самой идеи международного сообщества.
Мы должны спасти саму идею международного сообщества.
Наконец, я хотел бы затронуть тему, которая с первого дня моего нахождения в должности находится в центре внимания: либеральная демократия. Именно поэтому мой четвертый тезис звучит так: Демократия - это не площадка для подрывных действий или каких-то революционных нарушений. Подрыв (дисрапция, disruption - К.Р.) - это термин, который сейчас любят использовать технологические предприниматели, технологические популисты. Выбросьте старое на свалку истории! - да, этот призыв перевернул многие рынки и бизнес-модели с ног на голову, даже произвел революционные изменения, но демократия - это не бизнес модель, это не игровая площадка для таких разрушений. Я говорю об этом с определенной остротой, потому что геополитические противники, прежде всего, Россия, уже давно ведут свою гибридную войну против либеральных демократий в цифровом коммуникационном пространстве. Потому что Китай использует и расширяет цифровые технологии для развития авторитарной, автократической власти. И как будто это ещё недостаточно тревожно: в США в настоящее время возникает исторически беспрецедентная концентрация технологической, финансовой и политической власти.
Я честно вам скажу, меня, как демократа, очень беспокоит, когда небольшая предпринимательская элита обладает властью, средствами и желанием пересмотреть значительную часть правил либеральной демократии. Но ещё больше меня беспокоит, когда некоторые из этих предпринимателей, представителей не скрывают своего презрения к институтам и нормам нашей демократии. Это меня беспокоит, тревожит. Сегодня на карту поставлено самоутверждение нашей демократии».
Далее президент ФРГ призвал Европу стать сильной, цифрово-независимой, к технологическому развитию и прогрессу в области искусственного интеллекта. Предупредив, однако предпринимателей в необходимости следовать европейскому праву, указав, что платформы, типа TikTok, не должны наносить ущерб европейским детям, если они не будут следовать европейскому праву.
В завершении Штайнмайер обратился с призывом к европейцам и американцам.
«Европа должна занимать достаточное место в геополитическом пространстве мира! Мы сильны!Давайте поступать единым сильным фронтом!
Американцам: мы смотрим на мир иначе, но у нас есть причины работать вместе».
Выступление Штайнмайера звучало, с одной стороны, как крик бунтаря, выступающего против сильного, с другой, как лидера, который предлагает, если не себя лично, то Германию, как страну, вокруг которой европейцы могут выстроить линию обороны против агрессивной внешней политики США. Поскольку все это происходит накануне выборов в ФРГ, то, скорее всего, нацелено и на немецкий электорат и те европейские политические силы, которые в ближайшие четыре года будут политически противостоять идеям и практике трампизма. И, конечно, антироссийский тренд европейской политики будет стержнем всех выступлений на мюнхенской конференции. Потому что большинство европейских лидеров фактически разочарованы примирительной риторикой Трампа, Вэнса и Хегсета в отношении параметров завершения конфликта на Украине. С неизбежной утратой Киевом территорий и невступлением в НАТО.